anvictory.org » Народные протесты » Беспорядки в Молдавии: это вам не Майдан

Беспорядки в Молдавии: это вам не Майдан

Кто смог мобилизовать такое количество противников президента, пока неясно. Лидеры молдавской оппозиции, которые не раз грозили президенту «волной народного гнева», происходящее, похоже, контролируют мало. То, что результат выборов не устроит практически никого из участников, кроме коммунистов, было очевидно. Наряду с партией Воронина в парламент прошли всего три партии: Либеральная, Либерально-демократическая и альянс «Наша Молдова». Они выступают за интеграцию в ЕС и сближение (как максимум — объединение) с соседней Румынией — в противовес действующей власти, которая ориентируется на Москву, а с Бухарестом поддерживает крайне напряженные отношения.

 

Оппозиция ни при чем?

 

Все три партии еще до выборов пообещали, что с коммунистами в парламенте никаких дел иметь не будут. Впрочем, такой возможности они и не получили: по официальным данным, которые опубликовал молдавский ЦИК, Партия коммунистов республики Молдова (ПКРМ) получила практически полный контроль над парламентом: количество мест, достаточное для того, чтобы выбирать президента (в Молдавии главу государства выбирают депутаты) и формировать правительство. На следующий день после выборов Воронин заявил, что назначения на «государственные посты» с оппозицией обсуждать не собирается.

 

В первый день после выборов лидеры оппозиции хотя и опротестовали итоги голосования, но в целом вели себя довольно вяло. 6 апреля, напомним, в Кишиневе состоялся массовый антиправительственный митинг (в нем приняли участие до десяти тысяч человек). Однако к его организации, как вскоре выяснилось, не имели отношения ни либералы, ни либерал-демократы, ни АНМ. Когда в центре города уже собрались тысячи людей, в руководстве ЛДПМ, например, заявляли, что вопрос об организации массовой акции протеста «обсуждался, но решения по нему пока не принято». Пресс-секретарь АНМ Виктор Осипов заявил, что не видит в проходящей акции «никакого смысла».

 

А Михай Гимпу, лидер Либеральной партии, которая считается одним из главных конкурентов правящей ПКРМ, вообще высказался в том смысле, что итоги выборов оспаривать, наверное, и незачем. «Если таков был выбор избирателя, то отчего же нам протестовать?», — сказал он.

Спокойствие либералов, в общем можно понять. Они неплохо выступили на местных выборах 2007 года, получив помимо прочего пост мэра Кишинева — его занял зампредседателя ЛП, племянник Гимпу Дорин Киртоакэ. Едва ли стоит терять эти позиции ради, в общем, призрачных дивидендов, которые может принести «майдан».

 

Кстати, Киртоакэ, который участвовал в парламентских выборах, уже 6 апреля заявил, что не намерен становиться депутатом, а хочет сохранить за собой пост мэра. Формально организатором акций протеста 6 и 7 апреля выступили некие молодежные организации. Один из организаторов — некий Олег Брега — заявил 6 апреля, что на митинг молодых людей собирали, рассылая SMS и отправляя сообщения через социальные сети. «Мы пришли сюда, чтобы коммунисты знали, что молодежь не согласна с результатами выборов», — сказал он. Позднее от имени организаторов акций протеста выступила (в своем блоге) журналистка Наталья Морарь, которая сейчас живет в Кишиневе. «Мы, молодежная инициатива, — говорится в обращении, — …не поддерживаем ни одну из политических партий… Мы призываем партии не забывать, что на улицу вышли не их активисты, а молодежь, которая смогла самоорганизоваться через интернет». Организаторы митингов заявляют, что намерены сформировать «общегражданскую коалицию», в которую должны войти в том числе и представители оппозиционных партий.

 

Полиция между тем заявила, что среди организаторов митинга 6 апреля были около 150 членов праворадикальной румынской организации «Железная гвардия». Здесь можно вспомнить, что незадолго до выборов партия коммунистов пугала избирателей нашествием румынской молодежи, которая, по информации ПКРМ, должна была прибыть в Молдавию для того, чтобы поддержать акции протеста местных прорумынских сил. Координатором этого процесса была названа румынская организация Noii Golani («Новые голодранцы»), которая считает себя преемницей тех оппозиционных сил, которые в 1989 году устроили революцию и свергли режим Чаушеску. Представители Noii Golani выступают за объединение Румынии и Молдавии и против коммунизма. Кстати, один из лозунгов этой организации — «Лучше быть мертвым, чем коммунистом!» — звучал и на митингах 7 апреля в Кишиневе. Правда, кто же повел митингующих на штурм парламента и президентуры, до конца неясно.

 

Представители молодежных организаций, устроивших митинг, заявили, что ответственность за беспорядки на себя не берут. «Мы предполагали, что соберутся не более тысячи человек», — заявил один из организаторов, некий Геннадий Брега. «Мы организовали акцию уличного протеста, что будет дальше — посмотрим», — добавил он. В свою очередь, Наталья Морарь, выступающая от имени организаторов акций протеста, заявила: «Наша инициативная группа за сегодняшнее мародерство ответственности не несет. Молодежь, которую мы призвали, мирно стоит на площади».Ранее, отметим, сторонники оппозиции, говоря о развитии ситуации после выборов, не исключали, что власти могут сами радикализировать акции протеста, чтобы получить повод для их разгона. Впрочем, заключения о том, кому были выгодны нынешние беспорядки, можно будет делать лишь после того, как станет ясно, победили организаторы «майдана» или проиграли. Пока складывается впечатление, что они побеждают.


Комментарии

Оставьте комментарий

anvictory.org » Новости » Беспорядки в Молдавии: это вам не Майдан

Беспорядки в Молдавии: это вам не Майдан

То, что результат выборов не устроит практически никого из участников, кроме коммунистов, было очевидно. Наряду с партией Воронина в парламент прошли всего три партии: Либеральная, Либерально-демократическая и альянс «Наша Молдова». Они выступают за интеграцию в ЕС и сближение (как максимум — объединение) с соседней Румынией — в противовес действующей власти, которая ориентируется на Москву, а с Бухарестом поддерживает крайне напряженные отношения.

 Оппозиция ни при чем?

 

Все три партии еще до выборов пообещали, что с коммунистами в парламенте никаких дел иметь не будут. Впрочем, такой возможности они и не получили: по официальным данным, которые опубликовал молдавский ЦИК, Партия коммунистов республики Молдова (ПКРМ) получила практически полный контроль над парламентом: количество мест, достаточное для того, чтобы выбирать президента (в Молдавии главу государства выбирают депутаты) и формировать правительство. На следующий день после выборов Воронин заявил, что назначения на «государственные посты» с оппозицией обсуждать не собирается.

 В первый день после выборов лидеры оппозиции хотя и опротестовали итоги голосования, но в целом вели себя довольно вяло. 6 апреля, напомним, в Кишиневе состоялся массовый антиправительственный митинг (в нем приняли участие до десяти тысяч человек). Однако к его организации, как вскоре выяснилось, не имели отношения ни либералы, ни либерал-демократы, ни АНМ.

 Когда в центре города уже собрались тысячи людей, в руководстве ЛДПМ, например, заявляли, что вопрос об организации массовой акции протеста «обсуждался, но решения по нему пока не принято». Пресс-секретарь АНМ Виктор Осипов заявил, что не видит в проходящей акции «никакого смысла». А Михай Гимпу, лидер Либеральной партии, которая считается одним из главных конкурентов правящей ПКРМ, вообще высказался в том смысле, что итоги выборов оспаривать, наверное, и незачем. «Если таков был выбор избирателя, то отчего же нам протестовать?», — сказал он.

 

 

 Спокойствие либералов, в общем можно понять. Они неплохо выступили на местных выборах 2007 года, получив помимо прочего пост мэра Кишинева — его занял зампредседателя ЛП, племянник Гимпу Дорин Киртоакэ. Едва ли стоит терять эти позиции ради, в общем, призрачных дивидендов, которые может принести «майдан». Кстати, Киртоакэ, который участвовал в парламентских выборах, уже 6 апреля заявил, что не намерен становиться депутатом, а хочет сохранить за собой пост мэра.

 Формально организатором акций протеста 6 и 7 апреля выступили некие молодежные организации. Один из организаторов — некий Олег Брега — заявил 6 апреля, что на митинг молодых людей собирали, рассылая SMS и отправляя сообщения через социальные сети. «Мы пришли сюда, чтобы коммунисты знали, что молодежь не согласна с результатами выборов», — сказал он. Позднее от имени организаторов акций протеста выступила (в своем блоге) журналистка Наталья Морарь, которая сейчас живет в Кишиневе. «Мы, молодежная инициатива, — говорится в обращении, — …не поддерживаем ни одну из политических партий… Мы призываем партии не забывать, что на улицу вышли не их активисты, а молодежь, которая смогла самоорганизоваться через интернет». Организаторы митингов заявляют, что намерены сформировать «общегражданскую коалицию», в которую должны войти в том числе и представители оппозиционных партий.

Полиция между тем заявила, что среди организаторов митинга 6 апреля были около 150 членов праворадикальной румынской организации «Железная гвардия». Здесь можно вспомнить, что незадолго до выборов партия коммунистов пугала избирателей нашествием румынской молодежи, которая, по информации ПКРМ, должна была прибыть в Молдавию для того, чтобы поддержать акции протеста местных прорумынских сил. Координатором этого процесса была названа румынская организация Noii Golani («Новые голодранцы»), которая считает себя преемницей тех оппозиционных сил, которые в 1989 году устроили революцию и свергли режим Чаушеску. Представители Noii Golani выступают за объединение Румынии и Молдавии и против коммунизма. Кстати, один из лозунгов этой организации — «Лучше быть мертвым, чем коммунистом!» — звучал и на митингах 7 апреля в Кишиневе.

 Правда, кто же повел митингующих на штурм парламента и президентуры, до конца неясно. Представители молодежных организаций, устроивших митинг, заявили, что ответственность за беспорядки на себя не берут. «Мы предполагали, что соберутся не более тысячи человек», — заявил один из организаторов, некий Геннадий Брега. «Мы организовали акцию уличного протеста, что будет дальше — посмотрим», — добавил он. В свою очередь, Наталья Морарь, выступающая от имени организаторов акций протеста, заявила: «Наша инициативная группа за сегодняшнее мародерство ответственности не несет. Молодежь, которую мы призвали, мирно стоит на площади».Ранее, отметим, сторонники оппозиции, говоря о развитии ситуации после выборов, не исключали, что власти могут сами радикализировать акции протеста, чтобы получить повод для их разгона. Впрочем, заключения о том, кому были выгодны нынешние беспорядки, можно будет делать лишь после того, как станет ясно, победили организаторы «майдана» или проиграли. Пока складывается впечатление, что они побеждают.

 Веселый Роджер

 

 

Репетиция «майдана» состоялась 6 апреля. В целом акция, к которой уже после ее начала присоединились и лидеры оппозиции (в частности, лидер ЛДПМ Владимир Филат), прошла мирно. Скандируя «Долой коммунистов!», участники митинга прошли к резиденции президента и водрузили возле нее румынский флаг. К вечеру они разошлись, договорившись, правда, собраться на следующий день.

 7 апреля стало ясно, что вчерашняя акция была только разминкой. В центре Кишинева собрались несколько тысяч человек, и их число быстро увеличивалось. Митингующие скандировали «Долой фальсификации!», «Долой коммунизм!», «Хотим в Европу!» и «Мы румыны!». Акция проходила под флагами Молдавии, Румынии и Евросоюза. В толпе мелькал и пиратский «Веселый Роджер».

 Беспорядки начались примерно через час после начала митинга, когда количество собравшихся, по оценкам СМИ, составляло от 10 до 20 тысяч человек. Митингующие стали забрасывать здание парламента камнями и тухлыми яйцами. Полиция, охранявшая порядок, была вынуждена отступить. Для того чтобы рассеять толпу, силовики пригнали пожарные машины, чтобы использовать их в качестве водометов. Однако митингующие выстояли: они не только оттеснили полицейских, но и захватили несколько пожарных машин.

Вскоре парламент был захвачен. Участники беспорядков ворвались внутрь и стали выносить оттуда мебель, документы и оргтехнику. Из сломанной мебели тут же, перед парламентом, был разожжен большой костер. В самом здании к вечеру начался пожар: дым и языки пламени вырывались из окон первого и второго этажей. Пожарные, прибывшие к парламенту, с большим трудом прорвались сквозь кордоны митингующих. Полиция к тому времени, как сообщало агентство «Новости-Молдова», практически покинула здание, «оставив его толпе».

 Здание президентской администрации ждала та же участь. Полицейским, стоявшим в оцеплении, некоторое время удавалось сдерживать митингующих. Однако под градом камней им пришлось отступить внутрь здания. Вскоре после этого МВД Молдавии (глава которого, по информации «Молдавских ведомостей», находился в зоне беспорядков) попыталось успокоить население, заявив, что ситуация в центре Кишинева «контролируется полицией». Однако прошло совсем немного времени, прежде чем стало известно, что президентура полностью захвачена бунтовщиками. Над зданием они подняли флаг Евросоюза, а у входа установили флаг Румынии.

 В целом полиция, скорее, оборонялась и не пыталась перейти к активному разгону «майдана». Хотя средства у силовиков были: вскоре после начала беспорядков к центру города были стянуты автобусы с сотрудниками внутренних войск. В распоряжении полиции были водометы, слезоточивый газ и светошумовые гранаты. Объясняя действие силовых структур, представитель Главного комиссариата полиции Тудор Кэпэцыне заявил, что полицейских сдерживал тот факт, что среди митингующих было много подростков. «Мы не вправе атаковать детей, это наши дети, которые шли утром на занятия, но, поддавшись манипуляциям, собрались на площади», — сказал он. Среди митингующих большинство действительно составляли молодые люди в возрасте до 20 лет. По информации СМИ, число участников «майдана» существенно выросло благодаря студентам, которые ушли с занятий во второй половине дня.

 

 

 К вечеру беспорядки стихли. Между полицейскими и оппозиционерами было установлено своего рода перемирие. Участники беспорядков вроде бы согласились освободить захваченные здания, а силовики не стали приступать к «зачистке». Представители оппозиции даже подарили полицейским цветы, в знак благодарности за то, что те не пошли на силовой разгон «майдана». Полиция цветы приняла — их прикрепили к щитам, которыми полицейские незадолго до этого сдерживали толпу.

 Последствия

 По предварительным данным, в беспорядках пострадали десятки, если не сотни людей. Камни, которыми бунтовщики забрасывали парламент и полицию, попадали как в полицейских, так и в оппозиционеров, а также в тех, кто случайно оказался в районе беспорядков. Некоторые из тех, кто пострадал при столкновениях полицейских с демонстрантами, были доставлены в больницу в тяжелом состоянии. К вечеру СМИ, сообщили, что только среди полицейских, охранявших здания президентуры и парламента, за медицинской помощью обратились около 400 человек.

 Дополнительные сложности возникали в связи с тем, что машины скорой помощи с большим трудом могли пробиться в район беспорядков, чтобы забрать пострадавших. По словам врачей скорой помощи, у одного человека со слабым сердцем, оказавшегося 7 апреля в центре Кишинева, произошел сердечный приступ. При этом скорая смогла забрать его только через полчаса.

 В сети появлялись и сообщения о погибших. О том, что в ходе беспорядков погиб один человек, сообщила, в частности, в своем блоге Наталья Морарь. Позднее молдавское ТВ, ссылаясь на источник в МВД республики, сообщило, что некая девушка погибла у здания парламента, отравившись угарным газом от пожара. Официального подтверждения эти сведения не получили.

 В ходе беспорядков в Кишиневе, как сообщали информагентства, было полностью прекращено телевещание. Мобильная связь в городе работала с перебоями, в некоторых районах был прекращен доступ к интернету. Как утверждает газета «Молдавские ведомости», доступ в сеть был блокирован по инициативе властей. «В адрес национальных провайдеров от властей поступило негласное указание временно заблокировать доступ в молдавское интернет-пространство», — пишет издание. К вечеру перебои со связью вроде бы прекратились.

 P.S.

Делать какие-то выводы о том, кто победил в противостоянии власти и оппозиции, пока рано. За день появилось уже несколько сообщений, которые, казалось бы, свидетельствовали о победе «майдана». Но вскоре выяснялось, что ни одна из сторон пока не намерена уступать. Так, источник в администрации президента Молдавии заявил журналистам, что власти согласились выполнить одно из главных требований оппозиции — пересчитать голоса, отданные за партии на парламентских выборах. Лидеры оппозиции, которые в течение дня безуспешно пытались успокоить митингующих, отправились на переговоры с правительством. Однако, выйдя из дома правительства, лидер ЛДПМ Владимир Филат заявил, что переговоры не принесли результатов.

 

Тем временем информагентства, ссылаясь на сообщение одного из румынских телеканалов, передали, что президент Молдавии Владимир Воронин уже сбежал из страны. Правда, радоваться этому известию оппозиции пришлось недолго. Ближе к ночи Воронин выступил с телеобращением к народу, в котором обозвал своих противников «кучкой опьяневших от злости фашистов» и пообещал, что власти Молдавии защитят ее суверенитет и государственный строй.

 

Вопрос в том, какими средствами молдавский президент рассчитывает этого добиться. Если бы молдавские силовики хотели разогнать бунтовщиков, то, очевидно, должны были бы сделать это раньше, не отдавая на «растерзание» парламент и президентуру. К «восстановлению порядка» можно теоретически привлечь войска. Неизвестно, правда, способна ли молдавская армия, которую Воронин как-то назвал «абсолютно бесполезной», помочь ему теперь удержаться у власти. Ну и конечно, за помощью молдавский президент может обратиться к дружественной ему (по крайней мере, в последнее время) России. Правда, если дойдет до того, что спасать Воронина придется, к примеру, российскому спецназу, то с идеями о «суверенитете и государственности» молдавскому президенту, скорее всего, придется распрощаться.

Впрочем, для Воронина есть еще один выход. Если в Кишиневе станет совсем жарко, он может рассчитывать на помощь… Приднестровья. Так, по крайней мере, заявил замминистра обороны непризнанной республики Владимир Атаманюк. «Если молдавские коммунисты попросят нас поехать в Кишинев, чтобы защитить и вывезти Воронина, то тогда мы, может быть, окажем помощь», — сказал он.

 

Михаил Тищенко, специально для АНП

 

Комментарии

Оставьте комментарий