Мы знаем, что Facebook имеет в своем распоряжении обширную базу данных для распознавания людей по лицу. Она настолько хороша, что в состоянии идентифицировать человека, даже когда его лицо скрыто. Также нам известно, что ФБР создало систему распознавания лиц преступников, которая имеет многомиллионную базу данных, а новое приложение Google Photos настолько эффективно распознает лица, что может идентифицировать взрослого человека по его детским фотографиям. Но сейчас подобные системы стали появляться в самых странных и неожиданных местах: на музыкальных фестивалях (для выявления преступников); на стадионах (для отсеивания «спортивных хулиганов») и в церквях. Да, именно в церквях.
Моше Гриншпен (Moshe Greenshpan), генеральный директор компании Face-Six, – разработчика программного обеспечения для идентификации лиц, которая базируется в Израиле и Лас-Вегасе, говорит, что сейчас 30 церквей по всему миру используют их технологию Churchix. Этот сервис он запустил всего 4 месяца назад и говорит, что некоторые церкви уже используют его для сканирования земного облика своих прихожан. Делают они это для того, чтобы отслеживать людей, присутствующих на службах и выявлять тех, кто появился там впервые. Таким образом, церковные служители могут установить их личности. Или же определить круг прихожан, которые регулярно посещают службы с тем, чтобы в дальнейшем просить этих людей сделать пожертвования. Ссылаясь на противоречивые мнения, которые возникли в обществе в отношении программы распознавания по лицу, он отказался назвать церкви, использующие эту технологию. Я спросил его, не входят ли в их число церкви из Техаса или Иллинойса – единственных штатов США, в которых законодательство позволяет собирать фотоснимки людей. «Я предпочел бы не говорить об этом», – ответил мистер Гриншпен.
(Если бы в этот момент меня отсканировала какая-нибудь камера, распознающая выражение лица человека, то, скорее всего, она оценила бы его как «скептическое». Ведь не имея возможности поговорить с настоятелями храмов, в которых применяется эта технология, проверить заявления мистера Гриншпена невозможно).
Гриншпен сказал, что работники храмов просто должны загрузить одну качественную фотографию каждого из своих прихожан, чтобы начать сканировать видеозаписи или фотографии со служб и определять, присутствовали ли там эти люди. «Я не думаю, что священнослужители говорят об этом своей пастве», сказал он. «Мы советуем им делать это, но вряд ли они прислушиваются к нашим рекомендациям».
Подобные опасения вызваны тем, что юристы, занимающиеся защитой частной жизни, знают об участившихся случаях внедрения этой технологии: лица людей вносятся в базу данных и используются для слежки за ними, без их ведома. Гриншпен утверждает, что церкви ранее уже использовали процедуру отслеживания людей, которые посещают службы, а его технология просто делает этот процесс более эффективным для храмов средних и больших размеров.
Фото с веб-сайта Churchix
Мистер Гриншпен начал свою деятельность, создав приложение для распознавания лиц, которое получило название Skakash. Принцип его работы был похож на используемый в приложении Shazam, которое помогало искать лица знаменитостей. Затем, в погоне «за длинным рублем», он занялся бизнес-приложениями, распространяя их в среде предпринимателей, которые хотели ввести технологию распознавания лиц в широкий обиход. Некоторые компании сосредотачивают свои усилия на возможности создания баз данных «неблагонадежных персон» – людей, которые могут быть мгновенно идентифицированы и подвергнуты усиленному досмотру или даже не допущены в помещение. Калифорнийская компания FaceFirst в своих рекламных буклетах говорит ретейлерам, что они могут получать предупредительные сигналы, когда «предварительно установленные магазинные воры» или «известные неблагонадежные личности» входят в их магазины.
FaceFirst также утверждает, что ретейлеры могут создать и базу данных «надежных клиентов», благодаря которой будут иметь возможность приветствовать их по имени прямо при входе в магазин. Юристы, защищающие частную жизнь, обеспокоены тем, что создание баз данных для распознавания лиц может быть использовано для слежения за передвижениями людей в автономном режиме. Похожим способом рекламные компании отслеживают людей в режиме онлайн, переходя от одного сайта к другому, используя для этой цели идентификационные cookie-файлы.
Преобразим безопасность в каждом магазине
Все ваши торговые точки имеют систему безопасности.
Чего им точно не хватает, так это доступного способа уменьшить убытки от магазинных воришек, покупателей-мошенников и воровства персонала – а именно пока не появляется система FaceFirst®.
FaceFirst – это прогрессивная технология распознавания лиц, которая мгновенно выявит известных правонарушителей, входящих в ваш магазин. Таким образом, вы сможете остановить их еще до того, как они нанесут убыток заведению.
Из рекламного буклета компании FaceFirst для ретейлеров
«Как только человек, помещенный в базу данных FaceFirst, переступает порог одного из ваших магазинов, вам мгновенно отсылается предупреждение в виде электронного письма, текстового или СМС-сообщения. В нем содержится фотография и полная биография этой личности, так что вы можете быстро среагировать и принять необходимые меры безопасности», говорится в буклете компании FaceFirst. Правда, в нем ничего не сказано о том, что случиться, если эта персона окажется не тем, кем есть на самом деле, а просто как две капли воды похожа на человека с плохой репутацией. Или как человек, который не желает, чтобы при входе в магазин его называли по имени, может удалить свою фотографию из базы данных системы идентификации.
«Нет никаких федеральных законов, которые бы четко регламентировали использование технологии распознавания лиц», пишет Бэн Собел (Ben Sobel) в передовой статье издания Washington Post, где отмечалось, что лишь 2 штата на территории США имеют соответствующую законодательную базу. Вместо закона, Министерство торговли пыталось установить для идентификации по лицу некие отраслевые стандарты в виде «конфиденциального процесса с участием нескольких заинтересованных сторон». Более года представители производителей и юристы принимали участие в переговорном процессе, целью которого было принятие стандартов, по которым система распознавания лиц должна применяться компаниями на территории США. На прошлой неделе эти переговоры завершились впустую. Вовлеченные в них группы, занимающиеся защитой прав на частную жизнь, в том числе Американский союз защиты гражданских свобод (ACLU) и некоммерческая правозащитная организация Фонд Электронных Рубежей (EFF), отказались от дальнейшего участия в переговорах, указав в сопроводительном письме, что компании-производители не пожелали учитывать базовые принципы независимости частной жизни.
«Мы настаивали, чтобы производители согласились с тем, что они обязаны получать согласие людей на размещение их фотографий в базах данных систем идентификации лиц, но они не пошли на это», сказал Альваро Бедойя (Alvaro Bedoya), исполнительный директор Джорджтаунского Центра Частной жизни и Технологий. «Тогда мы предложили рассмотреть самую обыденную ситуацию: если человек идет по улице, то компания, о которой он даже и не слышал, не имеет права идентифицировать этого человека по имени. Представители производителей не приняли и этот довод. Поэтому мы вышли из переговорного процесса».
Если верить многим научно-фантастическим книгам и как минимум одному веселому комику, совсем не за горами время, когда технология распознавания лиц будет разрешена повсеместно, и в итоге будет распространена также, как автоматический определитель номера на вашем телефоне. Кстати, эта технология на заре своего существования в 1990 году, также подвергалась нападкам со стороны борцов за невмешательство в частную жизнь. Пока неясно, как отнесется к этому нововведению подавляющее большинство общества. Хотя уже сейчас оно иногда доставляет людям некоторые неудобства. По крайней мере, такой вывод можно сделать исходя из судебных исков, поданных в этом году в штате Иллинойс. В них утверждается, что Facebook и Shutterfly создавали фотоизображения людей без их на то согласия. Сторонники использования систем распознавания лиц говорят, что с развитием технологий, их повсеместное внедрение станет просто неизбежным.
«Вы, я, все – имеют право фотографироваться в общественных местах», говорит Карл Зэбо (Carl Szabo), юрист в группе интернет-рекламы Netchoice, который находился по другую сторону баррикад во время вышеупомянутых переговоров. «Система идентификации по лицу может быть введена прямо сейчас, через несколько дней или месяцев. Если кто-то фотографирует и желает использовать полученное изображение в системе распознавания лица, он что, должен получить предварительное согласие на это? Они что, должны гнаться за человеком по улице, чтобы заставить его заполнить соответствующую форму»?
Мистер Зэбо сказал, что был очень разочарован выходом из переговорного процесса общественных организаций, занимающихся защитой частной жизни. Но также отметил, что рабочая группа от Министерства торговли будет продолжать разработку стандартов для производства систем по распознаванию лиц. Он считает, что компании должны быть более открытыми, когда речь идет об их действиях и предупреждать своих клиентов о том, что они используют систему идентификации. Он также отметил, что в случае, если клиенты подадут четкий сигнал о том, что это им не нравится, компании будут менять подход к ее использованию. «Я не знаю, сможет ли общество привыкнуть к Карлу Зэбо, идентифицированному во время прогулки по улице», сказал он. «Но если бизнес делает нечто, раздражающее людей, то, естественно, стоит ожидать обратной реакции».
Конечно, если утверждения мистера Гриншпена верны, то прихожане некоторых церквей, уже в настоящее время подвергаются процедуре распознавания лиц и даже не имеют понятия о том, что с ними делают. А если бы и имели, то согласитесь, служба в храме – не самый удобный момент выражать свое недовольство по этому поводу.
Оригинал Анвиктори. При полном или частичном использовании материалов, ссылка на Анвиктори (anvictory.org) обязательна.