Предыстория конфликта
Одной из актуальных новостей последней недели стала ситуация с арестом в Республике Беларусь генерального директора российской компании «Уралкалий» Владислава Баумгертнера.
Российский бизнесмен был задержан в аэропорту Минска после встречи с премьер-министром республики Михаилом Мясниковичем 26 августа, после чего Следственный комитет Республики Беларусь предъявил ему обвинение в превышении должностных полномочий. Основанием этого стало нарушение ряда законодательных актов и целенаправленное снижение прибылей компании «Беларуськалий». По сути, речь шла о попытке взятия под контроль белорусского партнера путем резкого снижения его экономических позиций и последующего выкупа.
Причем одним Баумгертнером в Беларуси решили не ограничиваться, объявив в международный розыск по линии Интерпола совладельца «Уралкалия» – российского олигарха Сулеймана Керимова. По сути, для Беларуси данная ситуация вполне логична, поскольку, по законам страны, любые преступления, совершенные на территории республики иностранными гражданами, наказываются ровно также, как и совершенные ее гражданами. Само собой, не являются исключением и экономические преступления.
Однако подобная ситуация вряд ли могла изначально разрешиться в правовом поле. Официальные представители Российской Федерации активно вступились за «обиженных» бизнесменов, потребовав отпустить задержанного Владислава Баумгертнера, которому, по законам республики, может грозить до десяти лет лишения свободы. Свое требование Кремль, по сути, не аргументировал с юридической точки зрения и, как водится, не предоставил никаких доказательств невиновности гендиректора. Взамен доказательной базы в ход пошел наиболее простой вариант: вдруг, ни с того, ни с сего, возникли претензии к качеству белорусской продукции, а также было заявлено об ограничении поставок нефти в республику. Официально – в связи с ремонтом нефтепровода «Дружба». Пока эти ограничения Россия озвучила лишь на словах, однако уже сейчас понятно, что Кремль пустил в ход наиболее жесткий аргумент – экономическое давление на суверенное государство.
Защита граждан или укрывательство преступлений?
Официальная позиция России во всей истории вокруг «Уралкалия» выглядит, на первый взгляд, как защита собственных граждан, оказавшихся перед лицом правосудия другой страны. Однако проблема лежит гораздо глубже. Уровень коррупции в России уже давно известен, равно как и наличие «политических заказов» на неугодных руководству бизнесменов. Те же представители коммерческих структур, которые находятся «в фаворе» Кремля, не только прекрасно функционируют, несмотря на сомнительное прошлое, но и получают существенную поддержку в рамках различных проектов. По сути, власть выступает, своего рода, официальным прикрытием для «своих», и действие закона в отношении них крайне избирательно. По сути, прокремлевские бизнесмены получают полную индульгенцию на любые прегрешения до того момента, пока в подобном взаимовыгодном сотрудничестве не промелькнет некоторая тень.
В Беларуси наблюдается противоположная ситуация. Практически все крупные активы и предприятия являются государственными, однако республика активно сотрудничает с частными инвесторами. Но есть одно «но» – соблюдение закона. Пока бизнес играет в рамках правового поля, он поддерживается государством и законодательно защищен. Однако любое нарушение закона в Беларуси не приведет к тому, что ситуацию можно «обойти» путем звонков «нужным людям» или уплаты неких финансовых средств. Здесь не важно, нарушил закон нищий или олигарх – ответственность придется нести наравне. Даже если ты – гражданин другой страны. Случай с арестом Баумгертнера и розыском Керимова является красноречивым примером действия законодательства в Республике Беларусь.
Само собой, подобная ситуация крайне не понравилась Кремлю. Причем СК Беларуси удалось зацепить своим поступком сразу две тонкие струны руководящих бонз. Во-первых, арест коснулся «прокремлевского» бизнесмена, а во-вторых – Беларусь принародно доказала, что соблюдение законов в республике находится на гораздо лучшем уровне, нежели у России, зацепив, таким образом, «великодержавные» амбиции многих политиков.
Как уже говорилось, наиболее «красивым» вариантом для России стала бы попытка доказать невиновность руководства «Уралкалия» в рамках правового поля. Однако сделать это довольно сложно, и Кремль решил пойти путем экономического давления. Грязный, сам по себе, способ, но, по мнению российского руководства, эффективный. По сути, Кремль в очередной раз решил заступиться «за своих», забыв, однако, что действует в рамках международных отношений.
Поможет ли России экономическая война?
Исходя из позиций России, ограничения на ввоз белорусских продуктов, которые, к слову, до сего момента считались одними из лучших по качеству, а Беларусь состоит в шестёрке основных торговых партнёров РФ, и уменьшение нефтяных поставок должно стать мощным рычагом, с помощью которого удастся надавить на руководство Беларуси. Отчасти такая позиция может возыметь действие, поскольку Россия действительно является основным нефтяным поставщиком и рынком сбыта белорусской продукции. Однако последствия «калийного конфликта» могут оказаться гораздо более глубоки и неприятны для российских властных структур.
Безусловно, важным фактором неловких попыток «прикрыть» свою коммерческую структуру от нападок Следственного комитета Беларуси станет существенное осложнение отношений двух стран, которые являются членами Таможенного союза. По своей сути, участие в последнем для Беларуси принесло не так уж много положительных аспектов, а трудности с импортом товаров в Россию, которыми исподволь грозит главный санитарный врач страны Геннадий Онищенко, может поставить вопрос о целесообразности нахождения в нем республике. Конечно, говорить о существенном охлаждении в отношении Минска и Москвы пока слишком рано, однако если такой сценарий стал бы реальностью, Россия могла бы потерять важнейшего стратегического союзника перед лицом НАТО. Само собой, что Беларусь, не найдя поддержки у братской страны, с которой ее связывают глубокие духовные и исторические корни, вполне может «повернуться лицом» в сторону Евросоюза, отношения с которым у официального Минска пока складываются не очень конструктивно. Само собой, что для ЕС Беларусь может стать очень ценным приобретением не столько с точки зрения экономики, сколько в военно-политическом плане. Ведь Беларусь, по сути, географически очень близка к Москве, и размещение на ее территории любой иностранной военной базы станет для России, по сути, смертельно опасным. Повторюсь, подобный сценарий пока маловероятен, и маловероятно, что из-за Владислава Баумгертнера Минск пойдет на разрыв связей. Однако данная ситуация вполне может стать катализатором, из-за которого могут всплыть иные накопившиеся противоречия.
Немаловажно и то, что заявления Кремля, по своей сути, выставляют Россию в негативном свете на всей международной арене. Экономическая война с Украиной, а теперь и возможность ее начала с Беларусью приводят к тому, что официальная Москва выставляет себя в качестве неумелого диктатора, который, не считаясь ни с чем, старается навязать собственную волю соседним странам. Вместо того, чтобы консолидировать свои силы на фоне имеющихся трудностей, Москва всячески старается рушить принципы добрососедства, причем с наиболее близкими ей государствами. Подобная бездумная политика может иметь очень тяжелые последствия, однако в Москве об этом пока не задумываются.
Однако самое страшное в «калийном конфликте» не это. Россия и Беларусь на протяжении столетий были единым целым, и население этих двух стран были народами-братьями. Именно белорусская земля приняла на себя в годы войны основной удар армий Третьего Рейха, героически сражаясь в составе некогда великого Советского Союза против вражеских армад. И куда страшнее то, что бездумные имперские амбиции и интересы российского бизнеса, попытавшегося навязать Беларуси свои методы, вышедшие из далеких 90-х, могут легко разрушить кровную связь братства народов. Многие политики в истории Руси со времен Ивана Калиты выступали собирателями славянских земель, строя сильную державу на принципах равенства, законности и порядка. Именно в единстве всегда была сила России, а раздробленность давно привела бы к ее полной ассимиляции другими народами. Однако наследники тех руководителей подписали пакт о безоговорочной капитуляции перед экономикой Запада. Неужели деньги в наши дни затмили разум правителей, а разбазаривание народного достояния и ресурсов стало нормой? Хочется верить, что нет, однако веры этой остается все меньше.
автор Георгий Саркисян
специально для анвиктори
Оригинал anvictory.org — при копировании ссылка обязательна
Для решения такого рода проблем и существуют суды.
Если «Укралкалий» пытался украсть «Беларуськалий» то суд разберётся по фактам и это будет правосудно — за решёткой евреи тоже могут хорошо жить.
Забавно другое:в пропаганде РФ все эти Баум мать их гентеры называются не иначе,как «российскими бизнесменами»,хотя все они давно граждане Израиля и Штатов.Правительство республики белорусь арестовало вора и мошенника на своей территории,но кремлевские хотят это представить,будто совершено преступление против русского народа?Поражает неадекватность их наглости.