anvictory.org » Новости, Несвободная планета, Экономика » Большой налоговый брат

Большой налоговый брат

О каждой покупке в магазине или пополнении телефонного счета с 2015 года ФНС будет узнавать в течение нескольких минут. Если поправки к закону о контрольно-кассовой технике, подготовленные к Минфином, будут приняты, то через два-три года (столько времени отводится на подготовку и внедрение программы) кассовые аппараты, платежные терминалы и банкоматы должны будут мгновенно отчитываться обо всех совершенных транзакциях перед налоговой. Происходить это будет по онлайновому каналу связи, к которому обязуют подключиться всех поставщиков товаров и услуг.

Как это часто бывает в России, на уровне идеи затея выглядит достаточно разумной. Мотивация Минфина понятна: в министерстве полагают, что массовое подключение кассовых аппаратов к Интернету поможет сделать экономику прозрачнее и вывести бизнес, в первую очередь малый, из тени. Впрочем, в среде предпринимателей идея не вызвала особого воодушевления — и даже наоборот, спровоцировала достаточно бурную шумиху. Понять страхи предпринимателей можно: при неэффективной реализации нововведения могут обернуться серьезным ростом себестоимости. Бизнесу придется раскошелиться на переустановку кассовых аппаратов или закупку дополнительных фискальных модулей к ним. Контрольно-кассовая техника и так является серьезной статьей расходов начинающих предпринимателей. Избежать существенного повышения цен можно только при жестком контролировании стоимости модулей государством. Эксперты считают, что оптимальная цена за модуль для одной кассовой машины не должна превышать тысячу рублей. В любом случае, раскошеливаться придется нам с вами: как и в случае любых финансовых нагрузок со стороны государства на бизнес, бремя расходов ложится на плечи потребителей.

Тем временем в Минфине утверждают, что новая технология принесет выгоды и бизнесу, и населению. Сократится число налоговых проверок, регистрация аппаратов упростится и подешевеет, что якобы сократит предпринимателям вкупе около 25 млрд рублей издержек. Покупателям больше не придется сохранять кассовые чеки: так как данные обо всех операциях будут храниться в  электронной системе пять лет, теоретически можно запросить чек на любую покупку в этом временном диапазоне. Будет ли такая функция реализована на практике, пока остается загадкой.

Опыт внедрения подобной контролирующей системы в России уже есть — увы, не самый радужный. В 2005 году правительство пыталось наладить учет производства и оборота спиртных напитков с помощью Единой государственной автоматизированной информационной системы (ЕГАИС). Тогда чиновники тоже исходили из самых лучших побуждений: сократить объем контрафактного алкоголя, увеличить поступление акцизного налога в казну, упростить взаимоотношения с производителями. Окончилось все плачевно: вначале исполнители не справились с техническими трудностями и сорвали все сроки, а затем случился настоящий коллапс в сфере производства и импорта алкоголя. Водка попросту исчезла с полок магазинов.

— Я не считаю, что эта мера необходима, — комментирует инициативу Минфина Виктор Достов, председатель совета ассоциации «Электронные деньги». — И без нее жили нормально. Во всем мире одной лишь контрольно-кассовой техники достаточно, чтобы экономика была прозрачной. Нам почему-то для этого нужны дополнительные инструменты. Настораживает и то, что конструкция, предложенная Минфином, не встречается больше ни в одной стране. Поэтому достаточно сложно понять, насколько она практически реализуема. Работа предстоит очень обширная: придется заниматься сертификацией кассовых аппаратов, строить процессинговый центр, выпускать гигантское количество модулей, обрабатывать вал информации. Это колоссальный проект, сопоставимый по своему размаху с Универсальной электронной карты. Теоретически, часть работ можно вывести на аутсорсинг, но это неизбежно приведет к повышению стоимости.

Однако в части, касающейся платежных терминалов и банкоматов, Достов с необходимостью принудительной фискализации согласен. По его мнению, это разумно, поскольку имеет совсем другую себестоимость. Все платежные терминалы и банкоматы и так работают через процессинговые центры (QIWI, UCS и др.) — поэтому для того, чтобы связать их по онлайну с ФНС, достаточно установить единый модуль в процессинговом центре, а не встраивать его в каждую машину по отдельности. Затраты на создание такой инфраструктуры будут существенно ниже, ее проще администрировать. «Мы обеими руками за фискализацию всех центров безналичного процессинга — платежных карт, электронных денег и т.д. В этой сфере давно пора навести порядок», — считает эксперт.

В технической стороне дела есть своя загвоздка. Для всех участников рынка при переходе на онлайновое соединение с налоговой встает вопрос безопасности данных, которые ежедневно передаются государству. Речь не только о возможном перехвате — а применение шифрованных каналов данных, скорее всего, будет опциональным и влетит бизнесу в копеечку — но и о других угрозах. Приведу лишь один пример. Вывести конкурирующую сеть супермаркетов из строя на день-другой станет проще простого: нужно будет всего лишь организовать на его кассы DdoS-атаку. О том, как эти вопросы будут решены на практике, Минфин пока не сообщает.

автор Наталья Югринова

по материалам http://www.computerra.ru

Комментарии

1 комментарий на “Большой налоговый брат”
  1. Александр:

    Даже на Плюке намордники бесплатно раздавали, а у нас — каждый должен за него заплатить.
    Число зверя — благо для людей, или нет?

Оставьте комментарий