Государство может сколько угодно считать национальность несуществующей, но если человек заявляет, что он — сибиряк, то никто не вправе ему мешать, считают активисты кампании. В сообществе real_siberian портрет типичного сибиряка описывается так:
Каждый сибиряк гордится тем, что он сибиряк — где бы он ни жил.
Сибиряк может чувствовать себя счастливым или несчастным, но в большинстве случаев он ощущает себя свободным.
К жизни, к различным ее проявлениям, сибиряк относится с интересом. Любопытство помогает в сложных, кажущихся безвыходными ситуациях найти, по крайней мере, метафизическую лазейку, чтобы продолжать считать свою жизнь приемлемой.
Сибиряки рациональны и прагматичны. Они понимают, что долго страдать — бессмысленно. К возвышенным формам счастья они, пожалуй, тоже не стремятся; но стараются сделать так, чтобы было хорошо. По крайней мере — себе и близким.
Сибиряки бывают ленивы, когда не чувствуют конкуренции, особенно — когда их жизнь достигает приятной стабильности; но если на сибиряка найдет — то он способен резко изменить свою жизнь даже в 40, даже в 50 лет, — и достичь успеха. Сибиряка в этом ведет не желание «победить врагов», но яркая практическая мечта. То есть, если сибиряк отчетливо видит собственное прекрасное — и вполне достижимое будущее — то он его достигает. Если не видит, то будет жить тихо, спокойно, возможно — весьма ограниченно в материальном отношении, но этой ограниченности найдется оправдание.
Активисты «сибирского движения» начали работу по созданию (или «восстановлению», «обособлению») своего народа несколько лет назад. В 2008 году сибиряк Ярослав Золотарёвобъявил о создании «сибирского языка» на основе местных говоров. На этом языке какое-то время даже существовал раздел «Википедии», на него переводились шедевры мировой литературы. Однако, под давлением националистического лобби раздел Википедии был ликвидирован — «москалям» не понравилось, в каких выражениях создатель энциклопедии описывал взаимоотношения Сибири и центральной власти.
Запись в сибиряки — это не проявление сепаратизма, утверждает другой сибирский деятель, Дмитрий Верхотуров. По его мнению, отдельному народу проще будет добиться человеческого отношения со стороны властей. В первую очередь, его не устраивает положение Сибири как «кладовки ресурсов».
«СП»: — Обычно подобные эксперименты по национальному обособлению обсуждаются в узком кругу, и не находят большого количества сторонников. А вашей инициативой действительно заинтересовались. Как вы считаете, почему «сибиряки» произвели такой эффект?
— Для нас это тоже достаточно неожиданно, мы не планировали ничего широкомасштабного. Это просто было предложение, я написал статью, повесил в блоге, повесил на сайте. И, к моему удивлению, в 2-3 дня всё закрутилось.
«СП»: — Многие считают ваше движение проявлением сепаратизма, «сегодня они просят признать себя сибиряками, а завтра потребуют независимости».
— Во-первых, сепаратизмом тут даже и не пахнет. Наши противники просто желают нас опорочить. При этом крадут нашу же идею. Посмотрите, националист Егор Холмогоров начал ту же кампанию, с таким же, как у нас баннером, только там вместо «сибиряк» — «русский». То есть за себя им агитировать можно, а нам, значит, нельзя.
«СП»: — Это чисто сетевое, блогерское движение, или оно уже перешло на офлайн?
— Мы её продвигали как сетевой проект, но сейчас он уже пошёл дальше. Кто-то клеит листовки, кто-то агитирует знакомых, людей, родственников, постепенно всё это расползается. Нужно учитывать и огромное количество публикаций, которое появилось в последнее время, их тоже нужно учитывать. Они тоже производят огромный эффект. Люди читают, обмениваются мнениями, пересказывают. Грань между сетью и офлайном зыбкая, в данном случае она стёрлась.
«СП»: — В самой Сибири, среди населения много негатива к этой акции?
— О каком-то выраженном негативе я не могу говорить. Есть несколько глупых заявлений региональных Росстатов, которые просто не читали свои же собственные документы. Им за эти заявления наверняка ещё влетит. Все остальные — да, нас в чём-то обвиняли, пытались сбить с нашей линии. Неудачно. У наших оппонентов очень слабые аргументы.
Ещё что удивительно — появилось несколько кампаний в подражание. Кроме националистов, началась кампания у дальневосточников, у ингерманландцев, они тоже начали подписную кампанию по нашим лекалам.
Оценивая все эти региональные кампании, я понимаю, что наша — самая сильная и самая раскрученная.
«СП»: — При прошлой переписи некоторого успеха добились поморы. Во-первых, их всё-таки могут признать коренным народом Крайнего севера, два года назад Норвегия облегчила жителям «поморских регионов» визовый режим, что даёт им возможность проще пересекать границу с этой страной. Чего они добиваются, понятно — чтобы им разрешили традиционные промыслы, чтобы попасть под действие хартии о малых народах и т.д. А чего добиваются сибиряки?
— Есть несколько проблем, которые надо решать. Во-первых, часть сибиряков на Ангаре ведёт традиционное хозяйство. Сейчас Русгидро достраивает Богучанскую ГЭС, и обширный район, населённый старожилами Сибири, откуда происходят все мои родственники, он по сути дела сгоняется. Людей выгоняют, дома сжигают, вся эта «работа» ведётся методом оккупационной армии.
Вторая проблема — в Сибири стало слишком грязно, слишком много отходов, слишком много пыли. Экологические проблемы настолько острые, что их нужно решать незамедлительно. Для этого и нужно создать мощное движение, чтобы объединить сибиряков. Когда за год через лёгкие проходит по 800-900 килограммов пыли, ничего удивительного, что от здоровья ничего не остаётся.
В конце концов, нас достало, что Сибирь воспринимают просто как сырьевую кладовку. Кто не приезжает, сразу: «вот, в Сибири много сырья, давайте будем его добывать и вывозить». Мы ставим перед собой такую цель: определять будущее Сибири должны сибиряки.
«СП»: — В блогах встречал мнение сибиряков, что Сибирь — это фактически колония России. Действительно распространена такая точка зрения?
— Очень широко распространено. Именно из-за варварской эксплуатации. То, что выражается в сети, пишут люди, которые умеют писать. Но такие идеи не появляются на пустом месте, под ними ещё есть массы людей, которые думают также, но не умеют, или не имеют возможности это мнение высказать.
Когда вы сталкиваетесь с таким примером наглости, как повторный запуск Байкальского ЦБК, вопреки всем доводам, то мысль о том, что Сибирь это колония, возникает сама собой.
От Залесья до Дальнего Востока
По примеру сибиряков о желании заявить о новом народе высказались «дальневосточники»:
«Дальневосточникам, проживающим по всей территории России, и чувствующих свою связь с Дальним Востоком (в т.ч. включая Восточную Сибирь), интересующихся культурой, историей, развитием этого региона, считающим перспективным развитие России в восточном направлении — предлагается указать в опросном листе переписи 2010, в графе национальность — «дальневосточник», — сообщается на сайте «Клуба Дальневосточников».
«Такой национальности нет в классификаторе «национальностей» Переписи 2010, но указывать её такой, какой считает нужным переписываемый — возможно. Графу «национальность» переписываемый заполняет собственноручно, в соответствии с федеральным законом о персональных данных», — инструктируют на сайте.
Аналогичное движение существует в Санкт-Петербурге и Ленинградской области. «В противоположность финнам, ижоре и народности водь, ингерманландцы — название новой национальности, складывающейся на тяготеющих к Санкт-Петербургу землях уже после его основания. Этническое происхождение каждого конкретного ингерманландца не играет роли. Родным языком ингерманландца может быть любой, но предполагается свободное владение русским языком», — объясняет этногенез сторонник идеи Валерий Федотов. — «Я называл себя ингерманландцем ещё на всесоюзных переписях населения 1979 и 1989 годов, которые я застал соответственно в Петрозаводске и в Иванове. В предстоящей через месяц переписи различия, о которых я здесь написал, тоже предусмотрены. Национальность «ингерманландцы» занесена в реестр под порядковым номером 534 с кодом 280».
У москвичей, тверичан и рязанцев тоже есть возможность не быть русскими — жителям центра России предлагают записаться в «залессцы». Это название раскручивает известный в националистических кругах публицист Алексей Широпаев. Вот как он описывает Залесье и его население:
«Что есть Залесье? Строго исторически, это регион Золотого Кольца, Владимиро-Суздальская Русь. Название Переславль-Залесский указывает именно на это. Однако сейчас вполне уместно именовать Залесьем всю территорию Центрального Федерального округа, (по площади это больше Германии). Данная территория целостна во всех отношениях. Думаю, целесообразно выделить два оперативных понятия: Малое Залесье (регион Золотого Кольца), и Большое Залесье (в границах ЦФО).
Из чего будет складываться идентичность Залесской Руси? В ее основу будет положена, конечно, демократическая воля 18 субъектов ЦФО к образованию Республики Залесье (включая Москву, которой, в любом случае, останется лишь подчиниться). Это будет принципиально новая, синтезированная идентичность, состоящая из пробудившейся идентичности тверской, рязанской (артанской), смоленской, мало-залесской… Безусловно, становление залесской идентичности будет вдохновляться образом вечевой домонгольской и домосковской Руси. Однако надо понимать, что ни Рязань, ни Тверь сегодня в одиночку той Русью стать не смогут. Разумный путь один: сплотиться и превратить в европейскую, свободную и развитую Русь все Залесье, которое, при этом, будет состоять не из нынешних безликих областей, а из полнокровных, своеобычных земель, по примеру ФРГ или Швейцарии».
Источник: Folksland.net со ссылкой на svpress.ru
Это не «россияне не хотят быть русскими». Это русские не желают быть россиянами.
Залессцы — слово уж больно неблагозвучное, и не выговоришь. Мы — меря и эрзя, потомки трудолюбивых и древних народов, коренные жители Древней Руси. Национальности меря в перечне национальностей нет, но наше конституционное право так себя назвать у нас никто не отнимет. Национальность эрзя значится в перечне народов и национальностей РФ на 1799 месте под цифровым кодом 107.
У меря есть древняя история, древние памятники, свой флаг, герб и гимн, где есть и такие слова:
Славься, Меряния, наш отчий дом!
Пусть дух наших предков нам путь озарит!
Мы верой, терпеньем, умом и трудом
Тебя возродим, Ты в веках будешь жить!
Поддерживаю эрзян и мерян. Эрзяне — реальное название этноса, а вот залессцы — дествительно искусственное название. Менять название россиян на залессцев, что менять шило на мыло.
Насчёт языка с говорами для Сибири. Не обязательно, хотя и возможно. Там действительно самобытные говоры, начиная от старорусских и кончая белорусскими и украинскими говорами.
Дмитрий Верхотуров, являясь «патриотом Сибири», в то же время явялется ярым русофобом. У него Сибирь — не для русских.
Поддерживаю комментаторов 2 и 3!
Шумбрат, эрзят! Шумбра улезэ, Мерянь Мастор !
Успехов сибирякам в их благородном деле!
Очень интересно!
Вот если эта идея — записываться во всевозможных эльфов и орков, возобладает среди пока ещё «русских», то сколько % русских останется в РФ по результатам переписи?
И сколько проживёт Византийская империя без «византийцев»?
З.Ы. Сам поддержу затею и запишусь половцем 🙂