Одними из первых обозначились члены лондонской группировки чеченских национал-демократов, которые поспешили расценить произошедшее, как победу «национальных сил над ваххабистами», хотя среди главных персонажей этих «национальных сил» оказался арабский доброволец Амир Муханнед, который по всем демократическим спискам проходит как «идеолог ваххабизма на Кавказе».
Чеченские национал-демократы, однако, безапелляционно объявили, что
«Асланбек Вадалов является приверженцем других взглядов и не подвержен влиянию идеологов ваххабизма».
Об этом, частности, заявил проживающий в Лондоне бывший министр правительства ЧРИ Закаев, которого совсем не смутило то обстоятельство, что непосредственным командиром Вадалова и его ближайшим соратников является «ваххабист» Амир Муханнед.
Напомним в этой связи, что еще одной «национальной силой», воюющей с «ваххабистами» является русская марионетка Кадыров, которым чеченские национал-демократы уже долгое время предлагают «национальное примирение».
Как бы там ни было, утверждение Закаева и компании о том, что Асламбек Вадалов является националистом, которому надоел Джихад, и он хочет вести переговоры с Москвой (вот только о чем?), вызывает серьезные сомнения.
Напомним также, что предыдущие чеченские лидеры, которым Закаев организовывал переговоры, были убиты и роль бывшего ичкерийского министра в этой туманной истории ещё ждёт своего расследования.
Между тем на фоне дежурной грязи и бесстыжей лжи о миллионах на счетах Докку Умарова, которые перманентно изрыгает в СМИ лондонская тусовка, российская пресса активно рассуждает на тему «скорого развала Имарата Кавказ».
Нельзя не заметить также тот факт, что практически все российские и сионистские СМИ необычно активно рекламируют видеозапись с заявлением группы чеченских командиров о выходе из подчинения Докку Умарову, выставляя файл на своих сайтах и давая на него ссылку.
Газета «Коммерсантъ» известная своей враждебной антиисламской позицией и публичной лояльностью к чеченским национал-демократам, цитирует все того же Закаева, который как заклинание повторяет, что теперь уж «проект Имарата Кавказ обречен».
«Коммерсантъ» утверждает, что «чеченским боевикам надоел этот бессмысленный Джихад, к которому призывает Докку Умаров».
В свою очередь обозреватель издания APN, президент «Института восточного партнерства» гражданин «Израиля» Авраам Шмулевич, приводит параллели с Имаматом Шамиля и напоминает, что после того, как чеченские наибы Шамиля прекратили поддерживать Имама, русско-кавказская война вскоре завершилась.
Шмулевич, как и Закаев, также очень надеется, что последние события в Имарате Кавказ приведут к его распаду.
«Насколько эти события существенны для будущего вооруженного подполья и всего Северного Кавказа?» — задает вопрос Шмулевич и сам же на него отвечает — «Представляется, что весьма и весьма. Под присягой Умарову находилось несколько тысяч человек на Северном Кавказе, в России и за рубежом.
Управление любым подпольем в значительной степени виртуально и условно: командование в режиме он-лайн невозможно в принципе, операции планируются и проводятся в значительной степени самостоятельно, прием новых членов и образование новых подразделений производится тоже на местах.
Однако если есть ощущение принадлежности к общему имени, общей идеологии и координация действий на уровне общей стратегии и намерений — то подполье представляет собой единую и эффективную силу. Но стоит убрать общее имя, общий бренд — и единый кулак неминуемо распадается. Тем более это важно для вооруженного подполья, действующего на большой территории и состоящего из представителей многих, порой враждебных между собой, народов. Главное же то, что такая структура является самовоспроизводящейся матрицей
Имарат Кавказ, несмотря на кажущуюся виртуальность, являлся мощной и грозной силой. Именно благодаря эффекту самовоспроизводящейся матрицы, его сила была много большей, чем простая сумма сил входящих в него отрядов.
Действия чеченских командиров сводят этот эффект на нет.
Если исламистское подполье не сможет вновь структурироваться в масштабах всего Северного Кавказа, то его роль как политического фактора значительно ослабнет. Из явления, потенциально могущего определять — да уже определяющего — судьбы Кавказа и всего постсоветского пространства, оно превратиться в «местный фактор», значимый лишь в пределах своих маленьких регионов», предрекает Авраам Шмулевич.
Тем не менее, далеко не все комментаторы считают, что Имарат Кавказ распадётся.
Так швейцарское издание ISN указывает, что «последние события свидетельствует о расколе в руководстве базирующихся на Северном Кавказе повстанцев и их сети. Однако в любом случае, это не будет иметь долгосрочного влияния на возможности этой сети».
Издание пишет: «Хотя внутренние разногласия и способны ослабить ряды повстанцев в краткосрочной перспективе, в долгосрочной перспективе это не будет иметь большого значения для расположенных на Северном Кавказе повстанческих сетей.
Разногласия не смогут оказать существенного влияния на боевые возможности в целом этих сетей, поскольку они действуют автономно для достижения своих тактических целей, тогда как всеобъемлющая задача, связанная с созданием панкавказского халифата, представляет собой вдохновляющую и объединяющую мечту…».
Напомним в заключении, что кадий Верховного Шариатского Суда Имарата Кавказ Амир Сейфуллах в своем последнем заявлении указал, что выход из байята (подчинения) Амиру ИК Докку Умарову группы чеченских командиров является незаконным и не может быть принято.
Он призвал Амира Асламбека обновить свою присягу Докку Умарову и вызвал в Шариатский Суд главного инициатора случившегося амира Муханнеда.
«Я не хочу выставлять на публику все, мягко говоря, нарушения Муханнада», указал Амир Сейфуллах и подчеркнул, что готов сам прибыть в любую точку Имарата Кавказ, на которую укажет Амир Докку Умаров, чтобы провести заседание Шариатского Суда.
Отдел мониторинга
КЦ