anvictory.org » Новости » Убедит ли нас власть, что в стране все хорошо

Убедит ли нас власть, что в стране все хорошо

Уже не улитки

 

Только власть, похоже, ошиблась эпохой. Разучивать вместе с населением «Марш энтузиастов» было легко во времена безграничной веры в светлое будущее. Неграмотная сельская беднота, мобилизованная индустриализацией, попав в города, действительно испытывала неподдельный восторг от встречи с новым бытом. Вместе с путёвкой в городскую жизнь сельские бедняки получали угол в коммунальной квартире, койку в общежитии, место у станка и невиданные в деревне удобства: сортир с унитазом вместо нужника, кран с водой и электрическую розетку.

 

Реально действовала программа «ликвидации неграмотности». Политическая воля и оптимизм вождей опирались на реальный энтузиазм масс. Сегодня вести разговор с народом о будущем, особенно в наигранно оптимистическом ключе, стало значительно трудней. Несмотря на кризис системы образования, россияне всё ещё числятся одним из самых грамотных народов в мире. А грамотный человек — всегда немного скептик. Сеансам обольщения мешает и ещё одно обстоятельство. За годы советской власти народ прошёл трудную школу обмана, разочарований, недоверия.

 

Были великие стройки, пятилетки за три года, было «догнать и перегнать», было «каждой семье — по отдельной квартире». Побывали мы и в «авангарде передового человечества», и на ускоренной стройке коммунизма. Много где побывали. И с особой горечью осознаём, где мы теперь. Догоняем то ли Португалию, то ли Польшу.

 

За заборами вожди

 

Уроки взаимоотношения россиян с властью сделали их большими скептиками. Кого ни поскреби — бомжа ли, банкира, бизнесмена средней руки, обывателя, — везде отскребёшь Фому неверующего. И главное, что в народе крепнет мнение, что власть думает прежде всего о себе и ближнем круге чиновничества, а народ сам по себе. Всё чаще вспоминается грустная песня А. Галича:

 

«Мы поехали за город,

А за городом дожди.

Там за городом заборы.

За заборами вожди».

 

За последние годы заборов стало заметно больше, и стали они намного выше. Там за заборами и рождаются проекты обустройства России. Воплотиться в новые фабрики, в скоростные дороги, в нефтеперегонные заводы, в засеянные поля, в новые школы и детские сады они как-то не успевают. Крепнет впечатление, что главный проект страны — обогащение и озаборивание новой номенклатуры. Естественно, что на этом фоне, как крапива под забором, растёт недоверие к тому, что делает и говорит власть.

 

Чиновники говорят о скором окончании кризиса, о сокращении уровня безработицы, а почти 80% населения, вопреки «официальным слухам», готовятся к худшему. Готовятся по-народному, не слишком рассчитывая на «пикалёвское чудо». У людей свои рецепты выживания. Снова засеваются картошкой и овощами дачные огороды. Горожане снова собираются по грибы. Семьи откладывают планы завести второго или третьего ребёночка. Учащаются случаи неуплаты налогов и коммунальных платежей.

 

По сути дела идёт тихое, на бытовом уровне, сопротивление. Каждый третий пассажир электричек норовит проехать зайцем. Участились случаи незаконного подключения к электросетям. Читательница «АиФ», мать троих детей, пишет в своём письме, что вынуждена заняться браконьерством — не ради наживы, а для выживания. Охранники продовольственных магазинов всё чаще ловят вполне приличных людей на мелких продуктовых кражах.

 

Ходоки у тов. …

 

В условиях кризиса как никогда нужен честный, не лукавый разговор с населением, открытый диалог с обществом, а не с приглашёнными в «царские покои» ходоками. Необходимо признание допущенных в ходе строительства капитализма ошибок. Нужен анализ причин, приведших к тому, что модернизация с опорой на олигархов, по сути дела, провалилась. Но диалога не получается. Разговор идёт на уровне известной картины «Ходоки у В. И. Ленина». Да и говорить и спорить не с кем. Оппозиция выкорчевана, её лидеры измельчали, «ухакамадились». Власть оказалась в тупике собственного монополизма. Политическая зачистка всё явственней выявляет свои негативные последствия.

 

Обнаружилось, что в условиях кризиса не с кем разделить ответственность, снижается прозрачность принятия решений, падает компетенция администрации. «Шерочка хвалит машерочку», а провести кризисный стресс-тест политической системы не хватает смелости. Элита продолжает развлекать себя игрой в рейтинги. Они почему-то цветут, как и при стоимости нефти 120 долл. за баррель. При отсутствии реально независимых СМИ и аналитических служб силу народной любви можно, конечно, поддерживать и год, и десять лет.

 

Но опыт советской власти (с её знаменитой песней «Живите ж тыщу лет, товарищ Сталин») напоминает о том, что рано или поздно наступает жизнь после власти. А это очень трудный и жестокий опыт. Его испытали на себе и Хрущёв, и Маленков, и Горбачёв, и Ельцин. Но вопреки опыту в новейшей российской истории продолжает действовать принцип рисованной анимации, «анимэ». Не важно, было ли событие, была ли реальная победа, существует ли реальная любовь. Не важно даже, талантливы актёры или нет, — важны нарисованная картинка и правильная «озвучка». Лучше, если голосом Левитана. Но только вот зритель уже не тот, что при тов. Суслове…

 

Автор Вячеслав Костиков

Комментарии

Оставьте комментарий