Сказать со стопроцентной вероятностью: да или нет, вряд ли будет научно корректным. Поэтому мы для начала просто поразмышляем о возможностях и интересах вовлеченных в конфликт сторон.
Во-первых, США. Ибо именно Америка будет главным действующим лицом, если конфликт превратится в войну. Есть у США интерес в эскалации этого конфликта? Разумеется, есть. Посмотрите, как только конфликт начался, курс доллара подскочил. И вообще, в мире сейчас очень много тупиковых проблем, стандартного решения которых нет. Что показал недавний саммит двадцатки. В этой ситуации война позволит решить многие из этих проблем.
В сущности ситуация банальная, многократно повторявшаяся в истории. В том числе, истории недавней. Так что, наши выводы на этот счет просто очевидны, не сказать, тривиальны.
Нетривиальны условия, сложившиеся сейчас вокруг Кореи. Как ни привлекательна война, как средство разрубания неразвязывающихся узлов, руководство США вряд ли пойдет на вульгарную непредсказуемую авантюру.
Но что сделало бы эту войну авантюрой? Поддержка Северной Кореи со стороны Китая и России. Именно так. Только поддержка северян обоими этими странами одновременно давали бы северокорейцам шанс на успех.
Но Россия явно не готова к такой поддержке, даже если бы захотела. Потом, зачем России этого хотеть? Смысла нет никакого.
Китай тоже не готов к конфронтации с США. И, кстати, не столько по военным соображениям. Китайцы вполне могли бы нанести Америке неприемлемые для нее потери. Но вопрос — зачем? Кто будет покупать китайские товары в таком количестве, как это делают США? Никто. В какой валюте Китай держит свои резервы? В долларах. Ну, и что, Китай рискнет все это потерять, втянувшись в войну с США?
Никогда.
И потом, Китаю как никогда нужна сейчас стабильность. Ему надо переварить богатства Сибири и Дальнего Востока, подаренные Поднебесной империи Путиным.
А в случае конфликта Китай а) не сможет заниматься перевариванием этих богатств, и б) вообще рискует их потерять, ибо США имеют на Россию гораздо большие рычаги давления и могут заставить руководство РФ денонсировать соглашения о фактической сдаче востока РФ китайцам.
Нет, о стране можно сказать как о человеке. Человек — это стиль. И страна — это стиль.
И не в стиле Китая так рисковать и спешить. Он явно предпочтет подождать дальнейшего падения мощи США и наращивания собственной мощи.
С Америкой Китай решится на войну, когда его ВВП превзойдет американский в разы, когда технический уровень США и КНР сравняется, и когда китайские ракеты будут стоять на Чукотке.
Так что, Китай тоже не вступится за КНДР.
И для США это будет не авантюра, а вполне предсказуемая победа. Которая принесет Америке многие дивиденды.
Ну, и это во-вторых, сама Северная Корея. Зачем ее руководству эта война.
Вот тут можно развести руками. Совершенно непонятно. Те объяснения, которые я читал, по большей части сводятся к неадекватности Ким Чен Ира. Или к различным мифическим сценариям возможной победы. Что, собственно, тоже лишь одно из проявлений неадекватности.
Кстати, стоит подчеркнуть, что инцидент начался именно по инициативе КНДР. Именно северокорейцы начали обстрел. Напомним, что не так давно КНДР уже провоцировала Южную Корею, потопив южнокорейский корабль. И вот теперь этот обстрел.
Так что, налицо явное желание начать войну. Ничем иным эти поступки не объяснить.
И тут приходит на ум весьма правдоподобный, но нестандартный вариант. Такие режимы, как режим семейства Ким, как это ни странно, в первую очередь осточертевают не массам. Массы жрут траву и пытаются спастись в одиночку. Такие режимы становятся невыносимы прежде всего для элиты.
И тогда элита идет на слом этого режима. В ситуации с КНДР встает вопрос, как этот режим сломать. Изнутри невозможно. Все схвачено кимовской охранкой. Тогда остается одно — подставить.
И неадекватность Ким Чен Ира здесь лучшее подспорье. Полоумному диктатору можно внушить, что он действительно самый сильный и его все боятся. И стоит ему только продемонстрировать свою «решительность», как все побегут просить мира и давать щедрые контрибуции.
Эта стратегия совершенно «не ловится» охранкой. Какой идиот из местной чека осмелится сказать диктатору, что тот на самом деле не силен и не страшен никому, кроме собственного народа. Даже если поймут игру, будут молчать.
Ну а военные как-то всегда недолюбливали «нац лидеров».
Так что, наша версия — северокорейские боссы, прежде всего, армейцы, спровоцировали Ким Чен Ира на войну. Именно на войну. Чтобы американскими руками скинуть со своего горла лапы охранки.
Американцы возможно прагматично решат, что в сложившейся ситуации можно достичь многого за малую цену.
И тогда война начнется и закончится победой Южной Кореи и США. Разумеется, северокорейский режим падет.
А вот что будет дальше?
Дальше будут интересные комбинации на Дальнем Востоке и Сибири. Вряд ли китайцы, сами прекрасно все понимая и бросив Ким Чен Ира, будут, тем не менее, в восторге от такого усиления США у себя под боком.
И начнется скрытое противостояние Китая и США в Сибири и на Дальнем Востоке. Что, кстати, приведет к новому витку недовольства уже в России. И Армия будет в первых рядах этих недовольных.
Ну, а США такие победы всегда вдохновляют. И вполне возможно, что после этого они решатся как-то «воздействовать» на Иран. И опять же, без соответствующей российской поддержки это будет сделать трудно.
Но эта поддержка вызовет новый виток разочарования режимом внутри России со стороны все тех же военных. Что будет несомненно иметь хотя бы некоторые последствия.
Однако, это уже попытка предсказать на три хода вперед. Однако, еще Клаузевиц в своем труде «О войне» предостерегал от такого планирования. На войне, по его мнению, ситуация меняется столь существенно, что на три хода вперед предсказывать трудно. Надо уметь гибко менять планы по ходу дела.
Поэтому я не буду строить дальнейших прогнозов. Было бы нескромно оспаривать авторитетное мнение основоположника военной теории.
Замечу лишь, что вероятно есть и долгосрочные планы. И они скорее всего лежат в русле именно военных решений нынешних неразрешимых мировых проблем.
И то, что в этой ситуации надо «что-то делать» с российской армией, вернее, ее остатками, тоже очевидно. Поэтому вполне возможно, что ускоренное «уничтожение сверху» российской армии, которое так раздражает все более значительную часть даже сервильных российских военных, это ускоренная подготовка к большим войнам вокруг РФ. Где Россия должна вести себя тихо и скромно.
Но тут опять вспоминается теория. Куда же без нее. В таких сложных планах почти всегда подводит ошибка в оценках фактора времени. Не учитывают планировщики многих тонкостей. Ошибки нарастают. И к нужному моменту многое бывает не готово. А начинать уже надо.
Увы, увы.
Впрочем, это уже не моя забота.