Возбуждено уголовное дело по факту незаконного использования программного обеспечения сотрудниками крупной зарубежной компании, которая занимается производством электронной и бытовой техники на территории России, сообщил в среду Департамент экономической безопасности (ДЭБ) МВД России. «Как правило, иностранные компании скрупулезно исполняют законодательство, не допускают использования контрафактного софта. Уникальность дела как раз в том, что речь идет о зарубежной фирме. В отношении российских компаний подобные дела возбуждались и раньше», — сказали «Газете.Ru» в пресс-службе департамента. Официально в ДЭБе не называют попавшуюся на пиратском ПО компанию, так как расследование не завершено.
Речь идет о российском представительстве южнокорейской компании LG Electronics, уточнил источник «Газеты.Ru». Из офисов компании изъяты десятки компьютеров.
Нелицензионным программным обеспечением пользовались около 60 сотрудников LG, считают милиционеры. «В ходе проведенных мероприятий в офисных помещениях компании изъято 44 системных компьютерных блока и 17 ноутбуков с установленными пиратскими программами», — уточнили в ДЭБе. Уголовное дело по факту использования контрафакта возбудили по ч. 3 ст. 146 УК (нарушение авторских и смежных прав), обвинение пока не предъявлено никому.
«Расследование продолжается: нужно выяснить, был ли умысел у руководства компании минимизировать расходы, установив нелицензионные программы. Могло быть и по-другому: на уровне руководства могли выделить деньги на легальное ПО, а кто-то из подчиненных — бухгалтерия или технари — поставили пиратское, а деньги присвоили», — рассуждают участники расследования. Ожидается, что после завершения оперативно-розыскных мероприятий дело передадут в Следственный комитет при МВД.
По предварительной оценке, ущерб от использования нелегального софта составил 2 млн рублей.
В частности, вместо легального ПО на компьютерах сотрудников компании были установлены пиратские копии продуктов Adobe, в том числе дорогостоящие программы Photoshop и Acrobat, а также графический редактор производства канадской компании Corel. Обе компании входят в Ассоциацию производителей программного обеспечения (Business Software Alliance или BSA). Российский комитет BSA и был инициатором проверки, рассказала«Газете.Ru» юридический представитель ассоциации в России Анна Петрова. По ее словам, BSA еще в октябре прошлого года направила в адрес LG Electronics письмо, в котором попросила предоставить лицензию на использование продукции Adobe и Corel или удалить пиратские версии программ. «Но письмо осталось без ответа», — говорит Петрова. Тогда юристы BSA написали заявление в ДЭБ.
В самой компании говорят, что проверки были, но отрицают использование пиратского софта. «Все программное обеспечение, используемое в компании, является лицензионным», — заявили «Газете.Ru» в российском представительстве LG.
Пиар-менеджер LG Electronics Анна Федотовских рассказала, что в офисы российского представительства действительно приходила с проверкой милиция. Было это 30 ноября 2009 года. «Компания LG полностью сотрудничает с проверяющими органами, — заверила Федотовских. — Политикой компании всегда являлось строгое соблюдение законодательства об интеллектуальной собственности».
Эксперты согласны с милиционерами, что случай с LG уникальный. «Я не могу припомнить ни одного случая, когда иностранную компанию обвиняли бы в использовании нелицензионного программного обеспечения», — сказала «Газете.Ru» патентный поверенный бюро «Ермакова, Столярова и Партнёры» Елена Ермакова. «Как правило, такие крупные компании устраняют риски, связанные с использованием нелегального ПО после обращения в компанию правообладателя или ассоциации BSA», — отмечают в российском представительстве BSA.
Юрист Ермакова также обращает внимание на то, что борьба за авторские права в России обычно «носит характер кампаний».
Соответственно, вслед за LG могут начаться масштабные проверки и в других крупных компаниях, полагает эксперт.
«То мы ловим и пускаем под бульдозер диски, то ищем в компаниях нелицензионные программы. Сначала идет период обострения, а потом затишье», — говорит патентная поверенная. Впрочем, по мнению Ермаковой, даже такие меры оказывают действие по наведению порядка и повышению уровня грамотности в области авторских прав: «Люди под угрозой наказания пытаются минимизировать риски». Что касается наказания, то за нарушение 146-ой статьи Уголовного кодекса грозит либо штраф до 500 тыс. рублей, либо до 5 лет лишения свободы.