История такова: БЦБК начал работу в 1966 году, все эти годы спокойно сливал свои стоки в Байкал, и никому до этого не было дела, хотя экологи били тревогу по этому поводу постоянно. В 2008 году защитники природы все-таки достали правительство, и оно сделало чисто популистский шаг — запретило комбинату сливать стоки в озеро и повелело перейти на замкнутый цикл обработки отходов. Почему популистский? Да потому, что при замкнутом цикле водооборота БЦБК может производить только небеленую целлюлозу, что в кризис стало нерентабельным. В итоге в октябре 2008 года предприятие, которое является градообразующим для Байкальска, прекратило свою работу.
В феврале 2009 года начались увольнения сотрудников: сначала было сокращено около 1700 человек, а в марте собственники БЦБК инициировали процедуру банкротства, и предприятие вообще остановилось. А потом, как водится, в Байкальск приехал премьер Путин — как добрый волшебник из сказки. Сославшись на ученых, с которыми он встречался во время поездки на Байкал, глава правительства отметил, что «никаких изменений в экологическом плане за время работы этого предприятия в течение десятилетий не наблюдается, не выявлено». Этого оказалось достаточно, что Миприроды сразу поумерило свой экологический пыл. 27 января на встрече с Путиным глава Минприроды Юрий Трутнев вступился за комбинат и рассказал, что недавно он встречался с Олегом Дерипаской, владеющим БЦБК, который рассказал ему о ситуации на комбинате.
— Дерипаска сказал, что они несколько не успели с отработкой технологий, но гарантируют, что в течение трех лет полностью отработают технологию, не допускающую каких-либо сбросов в Байкал, и эта тема будет полностью закрыта, — поручился за олигарха Юрий Трутнев. Действия Путина жители Байкальска, уже было включенного в перечень моногородов, которым правительство будет оказывать помощь, приняли с облегчением. — От имени всех работников благодарим вас за долгожданное решение запустить наш комбинат, — пишут горожане в письме Путину.
— То, что мы и наши семьи пережили за последний год, невозможно передать словами: страх и безнадежность, озлобленность и безысходность. Город остался без будущего — ведь вся наша жизнь связана с комбинатом. Комбинат дал каждому жителю благоустроенное жилье, комбинат дал образование двум поколениям байкальчан, комбинат создал в городе инфраструктуру. Конечно, легко говорить о прекрасном будущем без комбината. Но комбинат — наша сегодняшняя реальная жизнь. Именно жизнь, а не ожидание ее. В общем, все довольны — Дерипаска, правительство и горожане.
И только экологи в ужасе: решение правительства перечеркнуло все их усилия по международным соглашениям о сохранении экологии Байкала и, соответственно, обломало зарубежные гранды. Теперь ЮНЕСКО может обратиться за разъяснениями и вычеркнуть Байкал из списка своих подопечных. А денег-то хочется, и бойцы Гринписа подключили к этому делу сибирских ученых, которые почему-то сразу забыли, что они до этого говорили премьеру Путину.
— Производство целлюлюлозы на комбинате экономически убыточно и экологически недопустимо, — пишут в своем письме к Путину сибирские ученые. — Возобновление производства не позволит начать решение проблемы ликвидации накопленных отходов производства. А с позиций проблем социальных, которые якобы являются причиной возобновления производства, предлагаемый план в значительной мере запоздал.
В настоящее время, по информации профсоюзов, без работы находятся около 700 бывших сотрудников предприятия, причем, среди них нет высококвалифицированных специалистов. На основе опросов бывших работников БЦБК можно утверждать, что вернуться работать на предприятие далеко не все уехавшие специалисты. В результате, для возобновления работы предприятия руководству придется набирать специалистов из других регионов, что делает бессмысленной саму постановку вопроса решения социальных проблем города.
С аргументами ученых Дерипаске еще предстоит побороться. Но главная проблема, которая встанет перед олигархом, финансовая: внедрение технологии, исключающей сбросы, по стоимости сопоставимо с созданием нового производства. Препятствием станут возраст и степень изношенности оборудования. Система замкнутого водооборота, которая прежде была ведена только частично, в отдельных цехах, потребовала на модернизацию 80 млн. рублей. А создание целого экологичного производства обойдется в сумму, исчисляющуюся миллиардами рублей. Всемирный банк, например, говорил о 33 млн. долларов или 990 млрд. рублей.
Потянет ли олигарх такие деньги, с его 16 млрд. долларов долгов? Поэтому Дерипаска, когда говорит о том, что не успел с отработкой технологий, скорее всего лукавит. Да и эксперты считают, что Дерипаска вряд ли планирует инвестировать такие средства, он просто решил оттянуть срок закрытия предприятия еще на три года. Ну а для жителей Байкальска, которые с восторгом приняли решение о запуске предприятия, это еще одна отсрочка на пути в тупик.
Олег Гладунов