Но еще меньше она очевидна, если смотреть на отдельные регионы. Например, в Москве лишь 17% допускают мысль о своем участии в массовых акциях протеста, а 78% – нет, в Московской области – 19% и 76% соответственно, а в Тверской – 19% и 74%. А ведь эти регионы, если верить статистике,переживают сильнейший спад. А вот на Дальнем Востоке, где, по данным Росстата, промышленность даже растет, протестные настроения очень сильны.
Зато данные о протестных настроениях хорошо коррелируют с протестами реальными. В Ленинградской области, где находится знаменитое Пикалево, 24% жителей не исключают своего участия в протестах. В конце рейтинга – большинство «проблемных районов». Таких, как Карелия, где еще до ухудшения экономической ситуации случались беспорядки, и Магаданская область – одна из лидирующих по задержке заработной платы. Но есть и сюрпризы – к примеру, Курская область до сих пор не пыталась громко проявлять свое недовольство, а, как говорит ведущий аналитик ФОМ Петр Бавин, там уже вполне готовы бить стекла.
Регион входит в число дотационных, а в последнее время там сильно упало промышленное производство, и доходы населения сокращаются быстрее, чем в среднем по стране. В России есть регионы, где дела обстоят не лучше, но протестная активность там невелика. Но все же, судя по всему, причины недовольства именно экономические: Курская область входит так же в число лидеров по степени экономической неуверенности и по негативной оценке своего материального благополучия населением. В последние месяцы протестные настроения в Курске стабильно нарастают.
Другие регионы, как правило, колеблются то в одну сторону, то в другую, а Курская область, отмечают в ФОМ, все время копит раздражение: теперь уже 40% населения там готовы выйти на улицы. Противоположная ситуация в другом регионе-лидере протестных настроений – Татарстане. Население там очень оптимистично смотрит на свое экономическое положение и будущее. «Левада-центр» тоже регулярно задает вопрос: «Если демонстрации протеста состоятся, Вы лично примете в них участие?» В 90-е годы доля положительных ответов составляла 23 – 31%. Затем она резко снизилась, но вновь начала расти во время «монетизации льгот» в 2005 г. – и добралась до 27%.
В сентябре прошлого года доля недовольных составляла 18%. А в нынешнем марте она доросла уже до 26% – то есть, до того самого уровня, при котором в прошлый раз случились массовые беспорядки.
Источник slon