Нравственным богатству быть довольно трудно, потому что наживание богатства и проявление нравственности — несколько разный подход к жизни. Первое поколение богатых — это, как правило, не то «волки», не то «шакалы», которые научились носить костюмы. Их дети и правнуки обычно обтесываются. Поэтому члены британской королевской семьи могут тратить много времени и денег на благотворительность, на заботу о бедных и больных. Эти деньги заработаны не ими.
Беда не в людях, которые едят осетрину перед телекамерой и сорят деньгами так, чтобы всем было видно. Суть в потребительской и рыночной идеологии, которую насадили у нас еще в 90-е и утверждают сегодня. Сводится это к тому, что права одного выше прав общества и государства, что бизнес должен быть частным, что реклама кричит о необходимости брать от жизни все. В таком случае любой зарабатывающий деньги прав и не ваше дело, на что он их тратит. Но нельзя утверждать такую идеологию и требовать от людей, чтобы они отвечали за все государство. Или нужно признать, что идеалы общества, народа, страны выше частных личных прав каждого. Или оставить богатых в покое. И еще. Нравственность бизнеса и нравственность общества неизбежно должны начинаться с нравственности власти.
В нашей стране противопоставление культуры и богатства по меньшей мере несерьезно. Большинство олигархов вышли из интеллигентных семей, окончили элитные вузы, защитили диссертации и прекрасно себя ведут. Это не мешает им быть капитанами и «волками» крупного бизнеса. С другой стороны, есть миллионеры и миллиардеры, не умеющие писать без ошибок, с трудом представляющие себе географию, но все это неважно. Ум, который требуется для наживания денег, и ум, который требуется, скажем, для открытия в науке, — это два разных вида интеллекта. Гениальный ученый может быть абсолютно беспомощным в мире рынка, а рыночный король может не иметь представления если не о таблице умножения, то во всяком случае уже о том, что Земля вращается вокруг Солнца.
Главная же проблема сейчас заключается в том, что нельзя хвастать хлебом перед голодными и безнравственно быть богатыми среди бедных. Эта вопиющая и многократная разница в уровне жизни всегда вела к социальной напряженности. Справедливость — это разумное, устраивающее более-менее всех соотношение между правами и возможностями сильных и слабых, богатых и бедных, умных и глупых. Поэтому, когда одни не сводят концы с концами, а другие выкидывают миллионы на демонстративные прихоти, на площади ввозят гильотины и жизни лишаются правые и виноватые.
И последнее. О чем у нас категорически не хотят говорить. Хороший человек и рыночные отношения — это два очень трудносовместимых понятия. Хороший человек — это тот, кто берет меньше, а дает больше. Сущность же рынка, напротив, в том, чтобы меньше дать, а больше взять. Поэтому каждый выбирает для себя, как жить, и успешный в рынке во все времена пытался спасти душу, отдав другим хоть часть от своего большего.
<p>Упадническая статья. От Веллера не ожидал (а как же стремления к максимальным достижениям-свершениям). Бери меньше, давай больше удобная тема для ростовщиков (банкиров и финансистов), которые имеют весь мир и нас в том числе! </p>