Продолжая тему сравнения двух типов патриотизма – русского и американского – можно обратить внимание еще на несколько ключевых отличий.
Рефлексии и уверенность
Сообщество русских патриотов уже не первый век раздираемо сонмом противоречий. Каким путем идти России? Что такое – «русские ценности»? Где тот ориентир в прошлом, на который нужно ориентироваться? Был ли «русский золотой век»? Когда происходили в отечественной истории наиболее судьбоносные повороты и переломы?.. Патриоты раздроблены на десятки и сотни течений и секточек, начиная от славянофилов и западников 19 века (которые тоже, в целом, были патриотами своего Отечества) и продолжая карнавалом из поклонников Ивана Грозного, Сталина, разнообразных евразийцев и гитлеропочитателей. При этом все это почему-то объединено общим названием «патриотическая общественность». Как следствие, полнейшая неразбериха, клановая вражда и общая неэффективность даже в тех вопросах, где есть непрочный консенсус.
Напротив, никаких таких «проклятых вопросов» у патриотов американских нет. Соответственно, и причин для дробления и междоусобной розни куда меньше. Все просто и ясно: ориентир истинных американских ценностей – Конституция. Герои – инициативные, свободолюбивые и предприимчивые люди, начиная от Отцов-Основателей и заканчивая покорителями Дикого Запада. Все, что поддерживает личную свободу и независимость – хорошо, все, что мешает – плохо. Никому и в голову не придет ломать копья, был ли прав или нет Джефферсон, покупая у Франции Луизиану или о вопросе покупки Аляски, но сколько в России их сломано вокруг покорения Кавказа и присоединения Украины!.. Пожалуй, только разные оценки правоты сторон Гражданской войны могут заставить спорить американских патриотов, но и в этом случае далеко до существенных расколов.
Прагматизм
Американских патриотов часто упрекают в агрессивном «мессианизме» — стремлении бомбардировочным путем насадить демократию во всех уголках мира. Однако здесь нужно уметь отличать официозную риторику властей США, падких на нефть и геополитическое влияние, и мнение простых людей.
На самом деле, для американского патриота весьма сложно всерьез воспринимать различные абстрактные «духовные» обоснования далеких войн и прочей «интернациональной помощи». Против войны во Вьетнаме, и потом – в Ираке, проходили массовые антивоенные демонстрации – в том числе, и с человеческими жертвами из числа протестующих. Рискуя отправиться в тюрьму, призывная молодежь жгла повестки в армию, не понимая, какого хрена нужно воевать за что-то абстрактное на другом конце земли. Но ни во время войны в Афганистане, ни во время Чеченских войн никаких массовых антивоенных выступлений в России не было.
Наиболее распространенной точкой зрения американских патриотов является изоляционизм и невмешательство в мировые проблемы. Ее многократно озвучивал такой авторитет как Гор Видал. Здесь можно видеть отчетливый прагматизм – но не тот, который отправляет солдат умирать за нефть, а тот, который, напротив, не хочет умирать за интересы финансовых кругов.
Напротив, русский патриот охотно ловится на любую звучную риторическую наживку типа «экспансии», «наш сапог свят» и так далее… Сверхцель, Большой Проект и прочая лабуда с цинковым гробом в конце.
Герой-одиночка
Закончить противопоставление этатического русского патриотизма и индивидуалистического американского можно, пожалуй, примером из массовой культуры.
Популярный американский писатель Стивен Хантер (по его книге в 2007 году был снят фильм «Стрелок» с Марком Уолбергом) в одной из своих книг «И Ад следовал за ним» описывает любопытную моральную коллизию. Дело происходит в 50-х годах 20 века, в южном штате Миссисипи, где находится тюрьма для особо опасных преступников-негров с нечеловеческими условиями содержания. Случайно попавший туда главный герой, бывший солдат, решает стереть это место с лица Земли. В этом ему помогают разные малознакомые люди, которых он собрал на тему «пострелять по негодяям».
Что тут интересного? У главного героя ни на минуту не возникает мысли, что он, вообще-то, совершает тяжкое преступления против государства, граничащее с изменой (там на неграх еще биологическое оружие испытывали). Он руководствуется просто велением собственной совести. Хотя к неграм как таковым у него нет никакой симпатии. Просто не может терпеть такую гадость на американской земле.
Но в России – где полным полно самой немыслимой несправедливости — до странности редки акты индивидуальной борьбы за справедливость. Оправдание, что у нас на руках мало оружия, в отличие от США, не проходит – разрешенные винтовки и дробовики тоже работают «на ура». Однако, нет… Это не призыв к террору, а осмысление социологической тенденций. У нас все чего-то ждут. Наверное, «когда мы придем к власти». Потому что насилие, не легитимизированное нахождением у власти – преступно, и как ты его не оправдывай своими патриотическими доводами – а трудно его принять русскому человеку.
Настоящий патриотизм должен исходить от любви и бережного отношению сначала к себе: не травить себя алкоголем и негативным гавном с телевизора. Потом, к любви к своей семье и детям: прививать им бережное отношение к своему телу и окружающей среде! Потом, любви к своему, дому, соседям, к своему району, к своему городу! и тогда люди начнут объединяться и дорожить своей репутацией и дружбой соседей. и тогда никакая «госмафия» уже не заставит население стать быдлом как у нас! Вот я вижу как в Германии люди стараются не портить себе жизнь. сначала я удивлялся, что соседи лезут в чужие дела, но потом понял, что это правильно! В основном они милые люди и в этом и есть их «патриотизм» — знать и следить, чтобы на их территории жили достойные люди!
Гнилая статейка.