Пожары продемонстрировали, что в системе управления страной с 1986 года ничего не изменилось, и это грозит перерасти в новый кризис: правительство в сложившейся ситуации выглядит дезорганизованным и неэффективным, а россияне чувствуют себя «брошенными, если не преданными лидерами, оставившими их наедине со своей участью». «В Москве не только мэр, но, как утверждают москвичи, и весь политический истеблишмент покинули столицу. Эта горечь может перерасти в гнев», — полагает издание.
Именно в этой ситуации сверхцентрализованная система, созданная бывшим президентом и нынешним премьер-министром Владимиром Путиным, дает сбой, считает издание. Он пытается заверить россиян, что держит все под контролем: обещает в кратчайшие сроки восстановить дома и повышает размеры компенсаций. Однако из-за коррупции, безразличия элиты к народу и сверхцентрализации власти средства поступают в регионы слишком медленно, отмечает Ouest-France.
Заявления о личном контроле за строительством домов для погорельцев воспринимаются не иначе, как «признание бессилия перед лицом коррупции, разъедающей страну», пишет L'Express. Кроме того, по мнению политолога Александра Коновалова, «Путин не был готов к встрече с женщинами, которые кричат и перебивают его. Обычно, когда он говорит, его восхищенно слушают».
Президент и премьер стараются представить ситуацию как природную аномалию, с которой России еще никогда не приходилось сталкиваться, и пытаются таким образом направить энергию народа на борьбу с ней. Десять лет назад после гибели «Курска» новый президент Путин сумел превратить катастрофу в фактор мобилизации энергии новой России, отмечает Ouest-France.
Вот и сейчас он решил сыграть на патриотических чувствах россиян, заявил аналитик московского Центра Карнеги Николай Петров, напомнив слова Путина на совещании в МЧС: «И печенеги Россию терзали, и половцы, рыцари, и Великую Отечественную мы прошли. Россия все выстояла, все пережила. Конечно, сейчас тоже испытание (…), и, конечно, мы его преодолеем».
Пока еще слишком рано судить о том, приведет ли природная катастрофа и неспособность справиться с ней к политическим изменениям в России, признает Ouest-France. «В 1986 году Империя была на последнем издыхании. Сегодня доходы от продажи энергоресурсов стимулировали российскую экономику. Вчерашняя слабеющая Империя уступила место сегодняшней растущей державе. И все-таки «русская беда» никуда не делась. Величие государства до сих пор превыше всего. Благополучие или хотя бы элементарная безопасность граждан, похоже, не входят в число приоритетов российских руководителей», — заключает издание.
КЦ