Примиренческий визит
На начинающийся сегодня рабочий визит Дмитрия Медведева в Туркмению обе стороны возлагают большие надежды. Переговоры двух лидеров, которые пройдут завтра, должны подвести черту под черной полосой в газовых отношениях Москвы и Ашхабада, начавшейся 9 апреля, после взрыва на газопроводе САЦ-4 и последовавшего за этим прекращения экспорта туркменского газа в Россию. За прошедшие восемь месяцев стороны не раз пытались навести мосты. Несколько раз в Ашхабад летал глава «Газпрома» Алексей Миллер, в сентябре в Туркмении побывал и Дмитрий Медведев, однако договориться о возобновлении поставок не удалось. Точку в этом вопросе, как сообщил «Ъ» источник, знакомый с ходом подготовки визита господина Медведева, стороны намерены поставить именно во время нынешней поездки президента РФ.
В последние три недели переговоры Москвы и Ашхабада резко активизировались, о чем свидетельствует хотя бы плотность контактов двух лидеров.
29 ноября они провели переговоры в Завидово, затем 15 декабря общались по телефону. Наконец, в минувшую субботу президенты провели двусторонние переговоры в Алма-Ате, где проходил неформальный саммит лидеров СНГ (присутствовали главы РФ, Армении, Белоруссии, Казахстана, Киргизии, Таджикистана и Туркмении).
Все эти усилия, похоже, могут увенчаться успехом. Как сообщил «Ъ» источник «Газпроме», в ходе визита стороны планируют подписать дополнение к межгосударственному соглашению о сотрудничестве в газовой отрасли от 2003 года, уточняющее условия поставок туркменского газа в РФ на 2010-2012 годы. По словам собеседника «Ъ», в этом документе объем закупок определяется на уровне 10-11 млрд кубометров в год. Эту цифру подтверждает источник «Ъ» в туркменском правительстве. Как предполагают собеседники «Ъ», если документ будет подписан, поставки газа из Туркмении в Россию могут возобновиться уже с 1 января 2010 года.
Новые договоренности Москвы и Ашхабада в газовой сфере приведут к существенному сокращению объема закупок РФ туркменского газа, как того и добивалась в этом году российская сторона. Действующее долгосрочное соглашение от 2003 года предполагает, что в 2010 году Россия будет закупать в Туркмении 80-90 млрд кубометров. Однако утвержденный в ноябре советом директоров «Газпрома» бюджет газовой монополии на 2010 год предполагает уже совсем другие цифры — всего лишь 10,5 млрд кубометров. Судя по всему, в итоге возобладала именно газпромовская точка зрения.
Впрочем, до последнего момента между Москвой и Ашхабадом сохраняются расхождения по другому ключевому вопросу — цене закупаемого газа. По словам собеседников «Ъ», знакомых с ходом подготовки к визиту Дмитрия Медведева, именно в эту проблему российские и туркменские переговорщики уперлись осенью этого года, когда обе стороны были в принципе готовы возобновить прокачку газа. Ашхабад рассчитывал на то, что «Газпром» возобновит закупки по цене, прописанной в контракте на 2009 год, $375 за тысячу кубометров. Однако российская монополия настаивала на снижении этой суммы, ссылаясь на общемировое падение цен на газ. По словам источника «Ъ» в туркменском правительстве, в итоге стороны, скорее всего, не будут закреплять в документе конкретную цену, а пропишут лишь формулу ее образования — средняя цена на газ в Европе минус транспортные расходы.
Однако, выйдя на эту развязку, стороны вновь разошлись в вопросе о том, что же считать среднеевропейской ценой. По данным «Ъ», «Газпром» предлагал брать за ориентир цену газа на украинском рынке — по словам представителя президента Украины по международным вопросам энергетической безопасности Богдана Соколовского, в первом квартале 2010 года она составит $300 за тысячу кубометров. Таким образом, «Газпром» покупал бы туркменский газ примерно за $210-220 — такая сумма прописана в бюджете монополии на следующий год.
Между тем, как заявил «Ъ» посол Туркмении в РФ Халназар Агаханов, «формула цены в дополнении к соглашению должна опираться на рынок Германии». По расчетам туркменской стороны, Германии российский газ в первом квартале следующего года будет обходиться в $380 за тысячу кубометров. Получается, что в новом соглашении с РФ Ашхабад рассчитывает на цену $300.
Накануне визита разрешить эти противоречия на коммерческом уровне не удалось, а потому стороны рассчитывают, что выход найдут уже Дмитрий Медведев и Гурбангулы Бердымухамедов. При этом, как заверил «Ъ» один из членов российской делегации, окончательных договоренностей достигнуто не было и стороны рассчитывают выйти на них уже в Ашхабаде.
Проблемы на горизонте
Вне зависимости от того, как Москва и Ашхабад решать ценовой спор, содержание новых российско-туркменских договоренностей в газовой сфере эксперты оценивают как положительное для России. «Тот факт, что сторонам, похоже, удастся достичь компромисса, уже позитивная новость»,- полагает директор East European Gas Analysis Михаил Корчемкин. Эксперт отмечает, что сокращение объемов закупки туркменского газа в целом укладывается в политику «Газпрома» по отношению к поставщикам из Центральной Азии.
Из-за падения спроса на газ в ЕС в 2010 году монополия планирует сократить закупки газа в этом регионе: как предполагает бюджет «Газпрома», в будущем году он купит там около 32,8 млрд кубометров газа. Между тем в бюджете монополии предусмотрено, что уровень закупок газа у Узбекистана и Казахстана не только не упадет, но и незначительно увеличится («Газпром» намерен купить около 14,5 млрд у Ташкента и 17,2 млрд у Астаны). А значит, сокращение будет происходить именно за счет Туркмении. Столь резкое падение доли Ашхабада при увеличении доли Астаны и Ташкента можно трактовать как наказание Туркмении за попытки активизировать переговоры с Брюсселем и выйти на газовый рынок ЕС, являющийся основным источником доходов для «Газпрома».
Компенсировать Туркмении выпавшие доходы от сокращения поставок в Россию может выход на газовый рынок Китая, к чему Москва, похоже, готова относиться лояльно. По крайней мере, как заявил в субботу в Алма-Ате первый вице-премьер РФ Игорь Шувалов, Россия одобряет и поддерживает запуск газопровода Туркмения-Китай («Ъ» писал об этом 15 декабря). Похоже, именно поэтому, как сообщили источники «Ъ», причастные к подготовке визита Дмитрия Медведева в Ашхабад, Россия не собирается компенсировать Туркмении выпавшие из-за простоя трубы в апреле-декабре доходы. Как отмечают источники «Ъ», за прошлый год Туркмения получила от экспорта своего газа в РФ $5,88 млрд, а за первый квартал этого года — $3,77 млрд. Возможно, Москва надеется, что возобновление поставок газа в Россию даже в усеченной форме вкупе с открытием газопровода в КНР и начавшимся расширением трубы в Иран снизит желание Ашхабада участвовать в лоббируемых Западом проектах Транскаспийского газопровода и Nabucco.
Впрочем, уверен Михаил Корчемкин, Туркмения наверняка извлечет для себя из газового кризиса в отношениях с Москвой несколько иной урок. «Конфликт показал, что Россия является весьма ненадежным покупателем и транзитной страной. В итоге Туркмения будет дальше двигаться в сторону диверсификации маршрутов поставок, причем крест на европейском направлении Ашхабад тоже не ставит»,- говорит он.
Кроме того, одним из неизбежных следствий планируемого сокращения закупок газа в Туркмении станет то, что строительство лоббируемого Россией Прикаспийского газопровода будет отложено на неопределенный срок. Проект и так выбился из графика: соглашение о строительстве этой трубы правительства РФ, Казахстана и Туркмении подписали еще 20 декабря 2007 года, а начать строить ее должны были уже в этом году. Еще в январе Ашхабад говорил о готовности поставлять РФ по Прикаспийскому газопроводу до 30 млрд кубометров газа, однако предлагаемые теперь Москвой объемы закупки туркменского газа делают этот проект бессмысленным. По крайней мере, как заявил посол Туркмении Халназар Агаханов, для начала строительства «нужно определиться по годовым объемам закупки газа, чтобы стороны могли планировать инвестиции в строительство». «Если РФ не возобновит закупки в прежнем объеме, крупнейшим покупателем туркменского газа уже в 2012 году станет Китай, а Прикаспийский газопровод будет похоронен»,- резюмирует Михаил Корчемкин.
Наталья Гриб, Александр Габуев
Коммерсант