anvictory.org » Новости » Академик А. Н. Кудактин: оптимальный вариант — отказаться от Олимпиады.

Академик А. Н. Кудактин: оптимальный вариант — отказаться от Олимпиады.

АНАТОЛИЙ НИКОЛАЕВИЧ, как вы сейчас в связи с олимпийским строительством оцениваете экологическую ситуацию?

— Нас не спросили, целесообразно ли проведение Олимпиады здесь и какие последствия это вызовет. Сочинцам усиленно вбивали в голову мысль о том, что в результате они получат неисчислимые блага, а город — огромный толчок в развитии. Но, напомню, экологи всей России . выступили с резким протестом. Мы имеем достаточные ресурсы, чтобы поднять курорт и другим путем. Сочи — единственное место в стране, где сохранился маленький кусочек влажных субтропиков. Гораздо целесообразнее было бы в плане развития этой территории сохранить уникальный уголок. Вовсе не обязательно трогать особо ценные земли и грубо вторгаться в богатейшую, девственную природу наших гор.

На северном макросклоне Главного Кавказского хребта большие просторы, где можно провести соревнования любого уровня. Не представляет проблемы построить дорогу от Лазаревского до Фишта, чтобы использовать нагорье Лагонаки. В этом случае единой спортивной инфраструктурой мы соединили бы Сочи с Кавминводами, с горными курортами Домбай, Теберда, Архыз. Это было бы разумно и очень интересно. В свое время я вносил такое предложение, но, увы, оно не было услышано.

 

Конечно, можно именно у нас, как это и запланировано, бросить всю технику на строительство олимпийских объектов, возвести в Имеретинке ледовые и прочие дворцы, вырубить в горах под канатки и лыжные трассы сотни гектаров векового леса… А что будет потом? Еще много лет назад, когда мы впервые подали заявку на участие в конкурсе, я говорил: Олимпиада пройдет — пустыня останется. Но мы не хотим превращать нашу землю в пустыню. Мы должны сохранить те богатства, которые имеем, для внуков и правнуков, чтобы они не думали о нас как о варварах.

 

К сожалению, с экологами никто не посоветовался. Ставили им в упрек, что они против Олимпиады, хотя это совершенно не так. Экологи всегда стояли за то, чтобы отношение к природе было разумным, экономически и экологически обоснованным Подошел ты к старому дереву — можно его сразу срубить, а можно посмотреть, нельзя ли сохранить Обрезать no-умному, убрать сухие сучья — и дерево еще много лет будет плодоносить. Мы  избрали такой вариант: взять —  все срубить. А после нас — хоть трава не расти. Ситуация весьма и весьма сложная.

 

Все же экологам удалось отстоять Грушевый хребет, где проходят пути миграции животных. Это серьезная победа. И здесь, как я понимаю, решающую роль сыграл директор Российского отделения Всемирного фонда дикой природы академик РАЕН Игорь Евгеньевич Честин.

— Он вообще первый поднял эту проблему в разговоре с тогдашним президентом Путиным. Как же так: предстоит гигантское строительство — и никакой экологической экспертизы? Она, кстати, была отменена, как таковая, стараниями Грефа. И вот когда создали экспертную группу, в нее вошли ведущие ученые Москвы, в том числе и Честин.

Никого из сочинских ученых в группу, естественно, не включили. Честин обратился к нам по вопросу застройки и вовлечения в оборот Грушевого хребта. Строительство там санно-бобслейной трассы и двух олимпийских деревень — это уж слишком! Тем самым открывалась дорога на Энгельманову поляну и озеро Кардывач, что привело бы к рассечению Кавказского заповедника на две части. Мы сочли, что приоритет охраны природы выше всех прочих.

 

Сохранение Кавказского государственного биосферного заповедника, а он, как вы знаете, имеет статус Всемирного природного наследия, — важнее всего.

Тут есть вот какая тонкость. Грушевый хребет является заповедной зоной Сочинского национального парка. А закон позволяет менять зонирование, значит, при нужде переводить заповедную зону в рекреационную, где уже можно строить. В заповеднике эта лазейка закрывается напрочь. Было бы хорошо привести . его границы в соответствие с ареалами диких животных.

 

Итак, Грушевый хребет избежал печальной участи. Сейчас большую тревогу вызывает план прокладки в Красную Поляну по берегу Мзымты железной дороги. Мзымта — наша главная река, она питает водой курорт Сочи. А вода на планете скоро станет драгоценнее нефти. Что вы скажете на сей счет?

— Этот грандиозный план настораживает и меня, и весь общественный экологический совет Сочи. Прокладка железной дороги и строительство на ее пути семи тоннелей — смерть нашей Мзымте. Однозначная смерть.

Мой знакомый, работающий в тоннельном отряде, рассказывал, что недавно он был с группой наших специалистов в Испании: смотрели, как там строят дороги и тоннели. Я, говорит, вспомнил тебя, когда увидел совершенно неординарную ситуацию. Недалеко от строящегося тоннеля — небольшой участок, огороженный двухметровой изгородью. И около нее что-то осторожно делают двое рабочих. Разговаривают шепотом. Нас тоже предупредили, чтобы мы громко не разговаривали. Оказывается, за оградой находится гнездо кулика. Пока он не выведет своих птенцов и не улетит, никаких работ на той территории не будет. Нам объяснили: если они Разорят гнездо кулика, то «зеленые закроют строительство тоннеля.

 

Потрясающе! Просто пропасть между их отношением к природе и нашим. Но вернемся к разговору о железной дороге. Что она будет из себя представлять?

— Пока сказать не могу. Проект утвержден, но на экологический совет его еще не прислали. Он должен пройти экологическую экспертизу, общественные слушания и т.д. Но я эту дорогу никак не представляю. Еще раз скажу: мы потеряем Мзымту. Она со временем вообще исчезнет. Река уже грязная, в нее перестанет подниматься на нерест черноморский лосось, так уже было, поскольку в русле Мзымты постоянно берут гальку. Несмотря на то, что министр природных ресурсов и экологии Трутнев говорил: если до него дойдут подобные факты, он примет самые жесткие меры. Но долгое время гальку черпали на виду у всех, рядом с федеральной трассой, прямо при въезде в Адлер. Целую гору вывезли. Теперь, чтобы не так бросалось в глаза, гальку берут за Молдовкой. У нас существует ряд подзаконных актов, которые дают почти легальные основания для подобного грабежа.

 

Закон запрещает, а подзаконные акты разрешают. Бред какой-то. Нет так нет! Каждый школьник знает, что в русле реки гальку выбирать нельзя, ибо мы лишимся и так уже узких пляжей.

— У чиновников понятия несколько другие. На одном из ученых совещаний я предложил организовать для руководителей края экологические семинары. Мы могли бы людям, от которых зависит принятие решений, рассказать на доступном для них языке, что представляет собой наша природа, как к ней нужно относиться и какие пути можно найти, чтобы рационально использовать природные ресурсы. Это было бы очень полезно. В доброе старое время сочинский горком партии такие семинары проводил.

 

Но они что, не понимают очевидных вещей?

— Если б мы провели такие семинары, то по крайней мере сняли бы с себя ответственность, и они не могли бы сказать, что этого не знают. Чтобы остановить выбор гальки, члены городского экологического совета выезжали на место, требовали предъявить документы, на основании чего это делают, писали во все инстанции соответствующие бумаги. Направляли письма президенту, премьер-министру, министру экологии, губернатору края. Мы не знаем, как и где ходят наши письма, но… караван идет.

 

Наивный вопрос, Анатолий Николаевич. У нас организована олимпийская прокуратура. Ну не для того же, чтобы покрывать подобные факты? Складывается впечатление, что власти не нужны никакие экологи, потому что они на стороне закона, а власть поступает незаконно.

— Прокуратура — это надзирающий орган. У них, видимо, есть свои компетенции и полномочия, в рамках которых они могут что-то делать. Поэтому прокуратура журит нарушителей или указывает на неправильные действия. На этом, наверное, полномочия ее оканчиваются. Если бы это была специализированная экологическая прокуратура со всеми функциями, она могла бы сделать очень много полезного. Прокуратура ведь не должна быть зависима от кого-то. А здесь все зависимо. Как только зависимость появляется, на этом все заканчивается.

Но мы, однако, продолжаем поднимать различные вопросы. Сейчас интенсивно занимаемся проблемой твердых бытовых отходов. Сочи тонет в мусоре. Недавно я был в ЮАР. Город Кейптаун очень напоминает наш курорт, только там нет высотных домов. Выше трех этажей домов нет вообще. Море, зелень, чистота, все хорошо обустроено. На окраине города стоят че-ты-ре (!) мусоросжигательных завода, где весь мусор и утилизируется. У нас это один из самых больных вопросов.

Существует еще масса проблем, которые необходимо решать. И все они сводятся вот к чему: самое печальное в том, что, когда начнется громадная олимпийская стройка, Сочи перестанет быть курортом.

 

— Но ведь она уже идет?

— Нет, пока транспорт и большинство механизмов стоят на приколе. Но когда они вгрызутся в землю, к тому же, если без присмотра экологов, начнутся необратимые, спонтанные разрушения среды. И затраты на ее восстановление будут на несколько порядков выше того, что мы вложим сейчас.

 

Но экологов опять вряд ли послушают, потому что на Имеретинке дворцы надо строить, а вы скажете: нельзя!

— Дело вот в чем. Вся стройка находится под контролем МОКа. Каким бы продажным МОК ни был, но кроме него есть достаточное количество международных организаций, которые могут выразить серьезный протест. Вплоть до заслушивания вопроса о нарушении международного природоохранного законодательства на соответствующей комиссии ООН. И тут уже под вопросом окажется престиж страны. Поэтому я думаю, что диалог власти с экологами, начавшийся со встречи Путина и Честина, будет продолжаться. Полагаю, что у власти нет иного варианта, кроме диалога. Будут проводиться всевозможные общественные обсуждения проектов. И может дойти до того, что эти общественные слушания станут достоянием мировой общественности. И властям не останется другого выхода, как соглашаться. Но лучше, как говорится, не выносить сор из избы. Мое мнение такое: все проблемы надо решать здесь, у нас.

 

Решать проблемы, значит, в частности, признать недопустимым строительство второго грузового порта в Имеретинской бухте?

— Его все равно будут строить, независимо от того, хотим мы этого или нет. В результате курортники и сочинцы потеряют лучшие наши пляжи.

 

Анатолий Николаевич! Вы заслуженный эколог России, доктор наук, академик РАЕ, заслуженный деятель науки и образования. Ваше имя — в книге «Лучшие люди России». Так скажите прямо: это безумие!

— Ну сказал я. Что дальше? Порт все равно будут строить. И отдыхать там станет невозможно. Возникнет еще ряд проблем. Порт- довольно сложное сооружение, которому требуется большое количество подъездных путей. Как и где их оборудуют, пока не знает никто. Пробки в Сочи будут еще больше, чем в Москве. Хотелось бы, чтобы все планы прошли многократное обсуждение и только после этого принимали решение. У нас пока все наоборот: принимают решение, а потом начинают обсуждать. По-умному, это надо было сделать еще до того, как мы включились в конкурс. А где-то в 2018 году заявить, что мы теоретически готовы принять Олимпиаду, и то не обязательно в Сочи, а где-то в другом месте.

 

Вы говорили, что МОК не должен поступиться принципами олимпийского движения. Но, выходит, он поступился ими, если закрыл глаза на то, что Грушевый хребет является заповедной зоной?

— Ему был представлен проект строительства без объяснений, что оно запланировано на охраняемой территории.

 

Значит, обманули МОК?

Ну, не обманули, но дали неполную информацию. Схитрили. А когда информация дошла до ЮНЕСКО, ЮНЕП (это международная комиссия по охраняемым территориям), они признали мнение российских экологов совершенно правильным и заявили, что территория застройке не подлежит. И тогда правительство было вынуждено принять решение о переносе объектов. Взять одну только бобслейную трассу. Это самое сложное олимпийское сооружение, оно ни в какое сравнение не идет ни с трамплином, ни с чем другим. Сложна сама конструкция, а еще — несколько аммиачных станций для поддержания холода, громадные затраты электроэнергии. Бобслейных трасс, отвечающих мировым стандартам, во всем мире только пять или шесть.

 

Куда же ее перенесут?

— Сообщили, что построят на хребте Аибга. Но пока я не увижу результатов экологической экспертизы, не скажу, что куда-то что-то перенесли.

 

Вы сами видите где-нибудь ей место в наших горах?

Нет, не вижу.

 

А как решается вопрос со строительством в Красной Поляне очистных сооружений?

— Планируют обойтись без них. Скорее всего, будут накапливать отходы и по трубам транспортировать вниз, а далее, вероятно, — глубоководный выброс в море.

 

Значит, в одну сторону -железная дорога, в другую -труба, по которой…

— Когда инженерно-технические решения будут предложены, мы, экологи, выскажем свое мнение: да или нет. Пусть проектировщики, инженеры, все поймут одну истину: сначала надо прийти к экологам, согласовать с ними проект, учесть их мнения, как сохранить природу, как не причинить ей вреда. И после этого реализовывать свои планы. Мировая практика показывает, что не слушать экологов — себе дороже.

 

Скажите, пожалуйста, на проектирование сооружений, наверное, большие деньги ушли?

Большие.

 

Получается, на ветер бросили. Теперь же заново надо проектировать?

Если подойти по-государственному, я бы сделал так: поставил эти деньги в начет тем, кто усиленно навязывал строительство именно там. Это было бы правильно. Потому что просто прийти куда-то и ткнуть пальцем: здесь будет город заложен — так нельзя.

 

А деньги-то народные?

Наверное, народные. Я полагаю, ошибки, которые совершают, надо конкретно ставить в начет тому, кто продвигал ту или иную идею. Надеюсь, мы доживем до того времени, когда, как в Испании, гнездо кулика будем охранять всем миром.

 

Доживем, когда у нас последний кулик останется.

— Ну, может быть, раньше.

 

Анатолий Николаевич, уже все простые люди понимают, что Олимпиада кому-то нужна как инструмент для передела собственности. Это понимают жители Имеретинки, понимают депутаты Госдумы. .. Но в таком случае, разве это не преступление?

— Я много раз говорил о том, что мы сделали ошибку. Случайно эта ошибка была одобрена в Гватемале. Назад дороги у нас нет. Надо искать альтернативные варианты, как из этой ситуации выйти красиво.

 

В марте прошлого года «Черноморская здравница» напечатала интервью с членом общественной палаты России Игорем Честиным. Я спросил его: а если экологи скажут резкое «нет!» — что тогда? Извините, мол, господа?.. И он ответил, что есть и такой вариант.

— Если б так случилось, это был самый оптимальный вариант. Я думаю, такое решение было бы понято правильно и не повлияло на престиж России. Ведь ущерб будет невосполнимый. Не говоря о том, что на годы строительства, да и после него Сочи, по большому счету, перестанет быть курортом. Минувшим летом у нас значительно меньше было курортников, чем год назад: явная реакция на Олимпиаду. И вот этот вариант -отказаться!- был бы очень правильным. Мировая общественность позитивно бы оценила такой шаг. Сказали бы: в России, честные, благородные люди, они думают о сохранении главного курорта своей страны, о сохранении уникальной природы, о будущих поколениях.

 

И последнее, Анатолий Николаевич, я вспоминаю ваше предложение создать на Имеретинской низменности ботанический сад. Да, это было бы восьмое чудо света. Горько, что вас не услышали.

Спасать Имеретинку уже поздно. Можно только уменьшить ущерб. Огородить несколько участков, где еще остались редкие растения, а рядом сделать большие вольеры, в которых содержать какое-то количество птиц, издавна облюбовавших Имеретинку. Сделать полуискусственную охраняемую систему, а потом трансформировать ее в ботанический сад. Это длительный процесс, он не инвестиционный, на этом денег не украдешь. Но у нас есть много богатых людей. Куда же подевались меценаты, такие, как те, кто увековечил себя, создав «Дендрарий», «Южные культуры», «Ривьеру»? Современные олигархи до этого не дозрели.

И еще я хочу сказать о своем предложении, которое уже вносил на больших форумах. Хорошо бы выделить на территории Сочи кусок земли и создать Музей этнографии народов Кавказа, где каждый народ расскажет о себе:карачаевцы, черкесы, кабардинцы, балкарцы, осетины, ингуши, чеченцы, дагестанцы — там более тридцати национальностей… Такой музей стал бы совершенно уникальным явлением. Если Олимпиада оставит пустыню, то он остался бы на века и объединил народы Кавказа.

 

 

Беседовал Александр ЕРЛАШОВ.

«Черноморская здравница»


Краткая справка:

Кудактин Анатолий Николаевич

 

Учёная степень: доктор биологических наук

Ученое звание: профессор

Академик Российской Академии Естествознания

Научное направление: Биологические науки

Регион: Кировская область

 

Родился в 1947 году в Кабардино-Балкарии.

После окончания средней школы поступил в Кировский сельскохозяйственный институт (Вятская сельхозакадемия — ВСХА) на факультет биологии и охотоведения.

В 1970 году окончил вышеназванный институт и получил квалификацию биолог-охотовед.

По распределению Министерства образования был направлен на работу в Свердловскую область Госпромхоз «Таборинский», где до 1972 года трудился в должности заместителя директора.

В 1972 году перешел на работу в Кавказский заповедник на должность научного сотрудника.

В 1983 году по результатам исследований экологии крупных хищников защитил кандидатскую диссертацию.

В 1986 году решением ВАК СССР присвоено ученое звание «старший научный сотрудник»

1998 г. в диссертационном Совете ИПЭМЖ им. А.Н. Северцева РАН защитил диссертацию на соискание ученой степени доктора биологических наук.

В 2003 году присвоено звание «профессор».

За заслуги в области охраны окружающей природной среды удостоен звания «заслуженный эколог России»

В 2004 году избран членом корреспондентом РАЕ, а в 2005 году -академиком РАЕ.

Научный руководитель шести защищенных кандидатских диссертаций и одной докторской.

Член диссертационного совета при Ставропольском Государственном университете.

Член Ученого Совета Ассоциации заповедников Кавказа.

Круг научных интересов охватывает экологию крупных хищников, моделирование и устойчивость природных биосистем, проблемы рационального природопользования.

Заместитель директора по научно-исследовательской работе, профессор кафедры Гуманитарных дисциплин филиала ГОУВПО «МГУС» в г. Сочи.

Автор более 140 научных работ и 6 монографий.

Постоянный член Экспертного Совета Министерства Природных ресурсов России, эксперт Всемирного фонда дикой природы WWF, куратор НИР ассоциации Заповедников Кавказа.

 

Комментарии

3 комментария на “Академик А. Н. Кудактин: оптимальный вариант — отказаться от Олимпиады.”
  1. Guest:

    Самое главное чтобы экологи откат не взяли

  2. Кузя:

    Да чихать россиянская власть хотела на этих экологов.Ради сомнительного международного  престижа власти готовы засрать целый заповедный край! Одна надежда, что эти твари разворуют деньги и ни хрена сделать не успеют!

  3. giorgi:

    Разве такая власть как сегодняшная,думает об экологии?,-когда убивают людей,бесспределничают в стране,богатства идут в карман,вместо того чтоб истратит их на нужды народа.Олимпиада строится на костях людей….

Оставьте комментарий