Ростехнадзор не смог огласить выводы комиссии по причинам аварии на Саяно-Шушенской ГЭС. По словам вице-премьера Игоря Сечина, ведомство попросило перенести оглашение результатов расследования на неопределенный срок (возможно, оно состоится через 10 дней). «Я думаю, со всей очевидностью еще рано говорить о том, что одна конкретная причина привела к этой аварии. Ростехнадзор проведет дополнительные исследования и, по всей видимости, через 10 дней доложит об этих причинах (аварии)», — заявил вице-премьер.
При этом он все же рассказал о некоторых подробностях расследования, в частности, о том, что причиной катастрофы стало отсутствие технического контроля со стороны руководства станции. «К сожалению, процесс обеспечения надежности не стал приоритетом для руководства станции», — цитирует Сечина РИА «Новости».
Вице-премьер рассказал, что ремонтом второго гидроагрегата СШГЭС занималась компания, мошеннически созданная главным инженером станции Андреем Митрофановым и главным бухгалтером. Таким образом, главный инженер СШГЭС принимал ремонтные работы у компании, соучредителем которой он сам являлся. Его же сообщник главный бухгалтер «спокойно перечислил себе деньги за ремонт».
В то же время вице-премьер особо отметил, что говорить о прямой связи между аварией и махинациями пока рано. «Как повлияло это (ремонт) на работу станции — выявит расследование», — подчеркнул Сечин. В целом, аварию можно было предотвратить, подчеркнул он. «Обязаны были предотвратить. И никогда не надо забывать о 75 жертвах», — сказал вице-премьер в ответ на вопрос журналиста о том, была ли катастрофа неизбежной.
Крепления не выдержали
Согласно предварительным выводам специалистов Ростехнадзора, озвученным накануне, одной из причин аварии стала поломка креплений крышки гидроагрегата №2. Произошел разрыв основной части креплений турбины, и между крышкой и камерой рабочего колеса появилась щель. Вода стала поступать в эту щель под большим напором. Струя уничтожила активные части агрегата. Далее произошло замыкание и отключение генератора, после чего динамический удар привел к срыву остальных креплений крышки, которая стала подниматься вверх под давлением воды. Далее авария развивалась стихийно.
Энергетическое оборудование для второго гидроагрегата было изготовлено ОАО «Силовые машины», и срок эксплуатации к моменту аварии еще не истек. Напомним, что сразу же после аварии члены правления «РусГидро» высказывали в качестве одной из возможных версий заводской дефект. Ремонт второго гидроагрегата был завершен в марте 2009 года. После этого он был введен в строй. Во время этого ремонта проводилась проверка креплений крышки. За качество проведения ремонта отвечают эксплуатационные службы «РусГидро».
Однако, как пояснил Infox.ru источник в «Силовых машинах», специалисты этого предприятия — поставщика оборудования «уже очень давно не допускаются к гидроагрегатам». По словам собеседника, второй агрегат был поставлен на станцию в 1979 году, а первый — в 1978 году. Расчетный срок эксплуатации агрегатов, учитывая плановые ремонты, составляет 30 лет. «К сожалению, наши специалисты не оказывали сервисную поддержку по поставленному оборудованию — у «РусГидро» есть свои ремонтные службы, они занимались контролем и проведением планового ремонта агрегатов», — отметил источник.
Эту информацию подтвердил сегодня вице-премьер Игорь Сечин. По его словам, руководство станции фактически лишило завод-изготовитель возможности ремонтировать турбины. Подряд на ремонт СШГЭС получила та самая компания, соучредителями которой является ряд руководителей станции.
В «Силовых машинах» отмечают, что в настоящее время действительно решается вопрос об участии предприятия в замене вышедших из строя агрегатов ГЭС. Источник добавил, что в компании принимают необходимые меры по модернизации оборудования и настаивают на допуске своих специалистов к сервисному обслуживанию турбин на станции. «Мы выполняем постгарантийные работы по другим станциям. Например, сейчас меняем колеса турбин на Братской ГЭС», — отметили в «Силовых машинах».
Защита «от дурака»
В целом сама авария длилась на ГЭС 1 час 10 минут — все то время, пока не были закрыты задвижки на верхнем бьефе и вода поступала в машинный зал. В это время остальные агрегаты продолжали вращаться, разгоняли воду по станции, разбивали оборудование и железобетонные конструкции.
Глава комиссии Ростехнадзора Николай Кутьин ранее заявил, что система автоматической защиты станции во время аварии сработала некорректно, хотя новую автоматику поставили на второй гидроагрегат в этом году. Поставщик систем управления на гидроагрегатах ГЭС — санкт-петербургское предприятие «Ракурс» — заявил, что молниеносное развитие событий не было предусмотрено проектом АСУ для турбин. Срыв крышки турбины занял 1,5-2 секунды, в то время как системам управления, внедренным НПФ «Ракурс» на гидроагрегате, необходимо было 10 секунд, чтобы остановить или запустить гидроагрегат.
Однако, по данным Кутьина, на этот случай дублирующие системы питания и защиты не были установлены на станции.
Рекордные нагрузки
Всего за неделю до аварии на Саяно-Шушенской ГЭС компания «РусГидро» сообщила, что станция с апреля 2009 года вышла на повышенную нагрузку, вырабатывая рекордное количество электроэнергии за счет высокой приточности Енисея. Только в июне-июле за сутки станция вырабатывала 105 млн кВтч — это максимальная суточная выработка за все 30 лет эксплуатации Саяно-Шушенской ГЭС. Прогнозировалось также, что в августе-сентябре ГЭС будет работать на максимально возможной нагрузке.
В ночь на 17 августа, по данным Ростехнадзора, сейсмологи зафиксировали появление новой частоты в работе одного из гидроагрегатов. Эта частота появилась около 3.30-4.00 утра, она означает, что произошли изменения в работе агрегата — при нормальном режиме турбины они работают на одной постоянной частоте.
Авария на станции произошла спустя четыре часа после появления колебаний, в 8.13 утра по местному времени.
Жадность сгубила
«Причиной случившегося, на мой взгляд, стала жадность, — рассказывает Infox.ru руководитель новосибирского филиала Института водных и экологических проблем РАН, кандидат технических наук Аркадий Атавин, коллеги которого принимали участие в расследовании. — Еще в 1993 году, а затем в 1996 году проводились исследования, результаты которых были преданы гласности. Согласно этим научным работам Саяно-Шушенская ГЭС из соображений безопасности не должна была работать на предельных нагрузках. В противном случае, как показали испытания, возникал мощнейший резонанс, резко возрастали колебания, а все агрегаты испытывали неустойчивость напорных систем. Предсказывалась угроза разрушения турбин. Все это не было учтено — ГЭС запускают на полную мощность. Решающим фактором в ее работе стала не безопасность, а прибыльность станций. И это, к сожалению, касается не только Саяно-Шушенской ГЭС».
Кроме того, по словам ученого, из всех действовавших в районе ГЭС сейсмических станций за последние годы осталась существовать только одна. Насколько учитывались показатели сейсмологов в работе ГЭС — неизвестно.
Ученый также уверен, что к масштабности аварии привело отсутствие системы автоматической изоляции аварийного генератора от остальных. «Вышло так, что были разрушены сразу три генератора. Не сработала защита — заслонки Багаутдинов (Ильдар Багаутдинов — ведущий инженер производственно-технической службы ГЭС. — Infox.ru) закрывал вручную, в полной темноте. При разработке систем управления на ГЭС необходимо всегда учитывать возможность стихийного развития событий и контакта электрооборудования с водой. Конечно, наверняка в системе была предусмотрена блокировка «от дурака», говорить об умышленном несрабатывании системы безосновательно. Но ее отключение в силу стихийного развития событий и отсутствие изоляции генераторов друг от друга привело к колоссальным последствиям и гибели людей. Если бы сложилось иначе, сам генератор был бы разрушен, но весь машинный зал, возможно, не подвергся бы затоплению», — отмечает Аркадий Атавин.
Что касается возможности заводского брака или поломки креплений как первопричины развития событий, то, по мнению Атавина, такой вариант тоже не исключен. «Говорили, что крепления были ржавые. В таком случае после одного болта отлетают и другие. Под напором воды в 20 атмосфер колесо турбины, будучи даже хорошо централизованным и закрепленным, не выдержит потока. Но поломку или дефект креплений должны были заметить ремонтные службы и вовремя заменить», — отметил собеседник Infox.ru.
Выводы
Ученые высказывают сомнения в том, что выводы, которые сделает комиссия, смогут кардинально изменить подходы к безопасности на российских ГЭС. «До тех пор, пока станции не перейдут под контроль государству, говорить об изменении подхода к работе сложно. А Ростехнадзор физически не может контролировать и проверять все изношенное оборудование, процент которого по России действительно велик. До тех пор, пока на первом месте будут деньги, подобных трагедий не избежать. Новое железо, которое привезут на ГЭС, к сожалению, не станет панацеей», — заключил Аркадий Атавин.
Восстановление крупнейшей в России электростанции потребует, по оценкам специалистов, около 80 млрд рублей и трех-четырех лет ремонтных работ.
infox.ru