Тех, кого оставили на должности, можно пересчитать по пальцам. Взятый темп чистки сопоставим со скоростью обновления губернаторского корпуса осенью — зимой 1996 года, когда только что народившееся поколение «крепких хозяйственников» на выборах сносило ельцинских назначенцев. Тогда это был процесс достаточно стихийный и неуправляемый. Но сказать, что в 2008-2009 годы среди выдвинутых президентом новых губернаторов были исключительно ожидаемые фигуры, тоже нельзя.
Среди «медведевских назначенцев» случились и конституционный судья Эбзеев, и молодежный функционер Турчак (формально, чем он лучше Задемидьковой?), и депутат пермского законодательного собрания Никита Белых. Как водится, программа кадрового резерва отдельно, а подбор кадров на руководящую работу отдельно. Поэтому медведевские слова о назначении двух симпатичных и политически активных девушек губернаторами не шутка, а подтверждение собственного права на комплектование губернаторского корпуса. Примерно таким же образом Владимир Путин регулярно напоминает о своем праве на решение любых хозяйственных вопросов.
Год назад он посылал доктора к «Мечелу», два месяца назад лично разбирался в Пикалево и изымал ручку у Олега Дерипаски, вчера рассуждал о необходимости постройки автозавода на Дальнем Востоке. Поскольку в случае необходимости Путин отлично умеет добавлять в свои публичные акции некоторую долю брутальности, они хорошо запоминаются. Впрочем, и медведевские слова про Хоркину тоже должны врезаться в память всем, кого это касается. Надобность в регулярном напоминании о своих сферах ответственности и своем праве делать то, что сочтено нужным, является побочным следствием излюбленного нашими руководителями ручного режима управления страной.
У этого подхода множество явных и неявных достоинств (особенно с точки зрения управляющего), однако есть один существенный недостаток: однажды можно проснуться и узнать, что с сегодняшнего дня ручным управлением занимается кто-то другой. Именно поэтому право на ручное управление необходимо постоянно охранять и оберегать. И если неформальную практику нельзя закрепить законом — не вносить же в Конституцию поправку о том, что президент может делать все, что полагает правильным, — значит, ее надо подтверждать каким-то еще способом. Например, застолбить за собой тот или иной метод ручного управления, создать свой неповторимый стиль. Путин грозит, Медведев подтрунивает.
Путин отправляет «доктора», Медведев спрашивает, «кто вас обломал». Так что нас ждет еще немало красочных и драматичных сцен с участием президента и премьер-министра. Кто-то может подумать, что это напоминает предвыборную кампанию, однако это всего-навсего подтверждение права на ручное управление. Процесс остановить нельзя, шоу обязано продолжаться.
Автор Глеб Черкасов