Начнем сначала, Советский Союз представлял собой последнюю идеократическую империю, с претензией на мировое господство и способную разрушить западную цивилизацию. Сила этого государства, созданного организационным гением Сталина, заключалась в абсолютной независимости от финансовых центров власти, которые уже к тому времени определяли основные процессы мировой политики. Однако, Сталин проиграл вторую мировую войну, так и не сумев захватить Европу. После этого советская империя была обречена. А отказ от столь необходимых экономических элементов как рабский труд заключенных с перманентными массовыми репрессиями, только ускорил падение. Конечно, никто из советских лидеров не отличался гуманизмом, однако, логика внутриполитической борьбы заставили Хрущева демонтировать сталинскую систему, и тем самым обрекли империю на медленное умирание. Однако, у империи оказался достаточно большой запас прочности, вернее страха, посеянного вождем народов. И еще одно обстоятельство продлило агонию, наличие углеводородного сырья. Оказалось, что совершенная система регулирования мира дает сбои там, где возникает потребность в углеводородном сырье, и какое-то время даже способствует укреплению собственного врага. Как справедливо отмечал в свое время Владимир Ильич Ленин: капиталист сам продаст нам веревку, на которой мы его повесим». Справедливо, но не совсем, небольшие манипуляции с ценами на нефть посредством Саудовской Аравии, которая реально вместе с Соединенными Штатами определяет цену на «черное золото», и советская империя рухнула без третьей мировой войны. Но кроме экономической составляющей у этой истории была и чисто психологическая. Жадность и стяжательство присущи всем людям. Не была исключением и сталинская элита, однако, страх перед могильным холодом серьезный аргумент, чтобы обуздать свои низменные инстинкты. Как только в СССР сменилось поколения руководителей, новые, не ведающие страха партийные бонзы начали с огромным энтузиазмом растаскивать страну, пока не поняли, что делать это лучше в условиях господства зеленого змия (речь идет, конечно, не о водке, а о долларе). Впрочем, поняли или им подсказали другой вопрос.
Если бы был объявлен конкурс на самую циничную фразу политика, почти уверен, что лавры победителя достались бы Владимиру Путину с его бессмертной фразой о кончине Советского Союза, как величайшей геополитической катастрофе. Только подумайте, миллиардер Путин, которому при советской власти была бы назначена пенсия подполковника КГБ, говорит о событии, которое предопределило его сегодняшний материальный статус, как о величайшей катастрофе. Впрочем, это так, ремарка, хотя достаточно важная для логики последующего повествования.
Вернемся к событиям сегодняшнего дня. До августа прошлого года государство Российское уверенно «вставало с колен». Если серьезно, то абсолютно очевидно, что десять лет экономического роста, создавали все условия для вступления России в клуб ведущих мировых держав. Многомиллиардный стабилизационный фонд, постоянный рост уровня жизни в крупных городах, крупные инвестиционные проекты, даже Олимпийские игры, пусть и зимние. Но тут случился кризис, а до кризиса, случилась война. Несмотря на то, что все факты говорят о том, что войну начала именно Российская Федерация, давайте допустим, что это было «принуждением к миру». Зачем при этом принуждении нужно было более двух недель шастать по Грузии, воруя унитазы и открывая блокпосты, где не попадя непонятно. Еще более непонятно, то что это делалось в нарушение плана Саркози, подписанного как президентом Саакашвили, так и президентом Медведевым. Делалось на фоне постоянных угроз санкций со стороны Европейского Союза, катастрофического падения цен на нефть и индексов РТС. Как только падение достигло своего пика, российские войска свернули свои позиции и ушли. Про этночистки в Ахалгорском районе я уж не говорю, российские войска имели все возможности пресечь их, но создали кучу прецедентов, для обвинения в участии в преступлениях против человечности. Для аналогии, турецкая регулярная армия не участвовала в резне армян в 1915 году, это делали башибузуки, а армия только прикрывала их. Для того, чтобы «принудить Грузию к миру» достаточно было выбить грузинские войска за административные границы Южной Осетии. Сказки об уничтожении мифической военной инфраструктуры остаются сказками для непосвященных. Российской армии удалось утащить несколько ржавых танков, потопить три военных катера, и разграбить несколько казарм. Кстати ни одна из систем ПВО, сбивавших российские самолеты, не была уничтожена.
Так в чем же была логика этой войны для России? Укрепиться на Южном Кавказе, ввести свои войска в Абхазию и Южную Осетию, поставить там свои базы? Позвольте, а разве до августа прошлого года Россия не контролировала эти территории. Контролировала, причем полностью, более того, «правительства» этих «государств» были на коротком поводке у Кремля, который впрочем, и, сейчас не сильно удлинился, но все-таки позволяет той же абхазской политической элите время от времени взбрыкивать, конечно, в пределах допустимого. Итак, военно-стратегические задачи решены не были, так как просто не нуждались в таком решении. Может быть, цель состояла в том, чтобы не допустить получение Грузией и Украиной ПДЧ. Вполне допускаю такой вариант, но эти страны не получили ПДЧ в апреле, затевать войну, ради того, чтобы не допустить получения ПДЧ в декабре, по меньшей мере, глупо. У тогдашней России было гораздо больше влияния на страны Европы, нежели у России после августовской войны. Не говорю уже о признании «независимых» государств, которые превратили Кремль в политического шантажиста, с маниакальным упорством требующего признания «независимости новых государств» , причем весьма неудачливого шантажиста. А может все дело в газопроводе «Набукко»? Об этом позже, скажу только, что без войны, без угроз санкций и приостановки членства России в большой восьмерке, без того, что Россию в течении трех недель поливали грязью все ведущие средства массовой информации, объяснить каким образом растаял стабилизационный фонд было бы невозможно.
Во время противостояния с Западом, причиной которого явилась августовская война, сами российские средства массовой информации сообщали, что отток капитала из России составляет до миллиарда долларов в день. И это в стране, где существует жесткое валютное регулирование и почти весь бизнес находится под жестким контролем спецслужб. Не буду продолжать, занимая ваше драгоценное время, так как мысль вполне понятна.
Теперь о перспективах новой войны. По логике вещей ее быть не должно, так как, Россия не обладает достаточными военными и финансовыми ресурсами для длительной оккупации всей Грузии, у России нет внутренних ресурсов в Грузии, как это было в 1921 году, когда большевики встречали Красную армию с распростертыми объятиями. Кроме того, арсенал для провокаций, подобных августовским практически исчерпан, а война может привести к катастрофическим последствиям, как для экономики, так и для внешнеполитического положения страны. Это логика правительства, защищающего национальные интересы, но, именно это меня и тревожит. Ведь в августе прошлого года в интересы России тоже не входили широкомасштабные военные действия. Еще раз повторюсь, для того, чтобы «принудить Грузию к миру» вполне достаточно было ограничиться регионом конфликта. Однако, случилось то, что случилось. Сегодня, очевидно, что Кремль готовится к новой войне. Ситуация почти зеркальное отображение прошлогодней: стягивание войск, постоянные провокации, массированная пропаганда в средствах массой информации. Все эксперты в один голос говорят если о неизбежности, то о высокой вероятности военных действий. Вопрос кому это надо и зачем?
Как вариант, это нужно всем. Руководству России, чтобы завершить очередной этап разграбления собственного народа. Приведу только один пример, в случае новой войны никакой Олимпиады в Сочи, как вы сами понимаете, не будет, а ведь денег отмыто немеренно. Никто по этим деньгам соответственно отвечать не будет. Понятно, что Олимпиада это лишь небольшой эпизод. Речь идет о гораздо более крупной игре, какие схемы увода денег, будут использованы на этот раз, остается только догадываться. Война может быть выгодна и Западу, в силу того, что Европа подсела на российскую газовую иглу, политики и бизнесмены самого высокого ранга покупаются Кремлем, сегодня российская угроза в тысячу раз больше и реальнее, чем советская угроза в годы холодной войны. Пока ломаются копья вокруг газопровода «Набукко» с туркменским и азербайджанским газом, Турция и Иран без лишнего шума, две недели назад приступили к строительству основной ветки газопровода. Напомню, что Иран обладает вторыми в мире запасами газа, причем иранский газ дешевле российского. При таком раскладе присоединение Азербайджана и Туркмении к «Набукко» будет делом времени, причем для этого нет необходимости использовать территорию Грузии. Сколько бы ни обнимался Ахмадинеджад с Медведевым, интересы своей страны президенту Ирана дороже, впрочем, останется ли он президентом тоже вопрос открытый. Но и это еще не все, курс президента Обамы по оздоровлению экономики поразительным образом напоминает «новый курс» президента Рузвельта. Краткий экскурс в историю, тогда экономику США вывела из кризиса вторая мировая война. Вторжение в Грузию будет означать начало новой холодной войны, а это миллиардные заказы и миллионы рабочих мест в военно-промышленном комплексе. Идея всеобщего ядерного разоружения, очередной блеф. Через десять лет ядерный потенциал России перестанет представлять опасность для таких стран как США и Китай. Но сегодня Кремль будет вынужден сказать нет Обаме, что еще раз проиллюстрирует его агрессивную сущность. Думаю приведенных аргументов достаточно.
Можно ли избежать подобного варианта развития событий? Думаю, что можно, но крайне сложно. Скорее всего мы будем свидетелями нового конфликта. В результате, от Грузии будет отторгнута Мегрелия. Приобретение для России бессмысленное как с геополитической, так и с экономической точки зрения. Перерезать ТРАСЕКу и нефтепровод Кремлю, конечно, не дадут. Сумеет ли Грузия защитить Мегрелию, зависит от уровня сопротивления грузинской армии. Если боевые действия затянутся, вполне возможно, что Кремль остановят по тем же каналам, что и в прошлом году. Именно поэтому сегодня высокий уровень боеготовности армии необходим, как никогда.
Впрочем, не так уж и важно, сколько будет захвачено территории и будет ли захвачено вообще. В конечном итоге, такой сценарий положит начало неизбежной изоляции, а значит и развала Российской Федерации. Еще год назад, у меня была надежда, что руководители Российской Федерации кроме узкокорыстных интересов, будут хоть немного учитывать и интересы своей страны. Сегодня такой надежды нет. Нет у меня иллюзий, что одной заметкой я сумею изменить общественное мнение в России, учитывая работу огромной пропагандистской машины Кремля. В конечном итоге, ответ на вопрос Владимира Соловьева уже дан большей частью населения России, и этот ответ в пользу Ксеркса. Вот только Ксеркс не был ростовщиком…
Гела Васадзе