Состоялся первый отчет правительства перед депутатами Государственной думы. Видимо, властям хотелось сделать, как лучше, а получилось, как всегда. Можно было ожидать, что в сложное для страны время председатель правительства выступит с глубоким анализом состояния экономики, допущенных ошибок и предложит четкую, выверенную программу мер на ближайшую перспективу. Ничего этого мы не услышали. Из речи председателя правительства складывалось впечатление, что реальную картину в стране он видит в каком-то кривом зеркале.
ТАКАЯ МЫСЛЬ пришла в голову, когда прозвучало его заявление, что власть не причастна к разразившемуся в стране кризису. “Проблемы возникли не у нас и не по нашей вине…” — последовало откровение В. Путина. И далее: “Вместе с тем кризис обострил и наши известные проблемы — зависимость от внешней конъюнктуры, слабую диверсификацию, дефицит так называемых длинных денег”. Неужто председатель правительства запамятовал о существовании причинно-следственной связи? Ведь именно политика его кабинета, ориентированная на развитие сырьевого сектора экономики, поставила нас в зависимость от внешней конъюнктуры. А дефицит длинных денег явился следствием “стерилизации” денежной массы в соответствии с политикой главного стерилизатора страны г-на Кудрина. Отсюда и слабая диверсификация экономики. Подобными алогизмами докладчик попытался с самого начала уйти от ответственности: ведь это он 8 лет возглавлял страну и уже год — правительство, был и остается одним из вдохновителей проводимого либерального экономического курса.
Тому, как построил свой доклад В. Путин, мог позавидовать даже известный своими парадоксальными историями барон Мюнхгаузен. С первого момента на депутатов обрушил шквал “достижений” 2008 года: “ВВП страны вырос на 5,6%, рост промышленного производства составил 2,1%, более чем 10-процентный рост продемонстрировало сельское хозяйство, инвестиции выросли на 9,8%, а производительность труда на 5%…” Ну хоть орден вешай! По подсчётам независимых экономистов, на самом деле ВВП в прошлом году, как минимум, не вырос, а в первом квартале этого года по сравнению с соответствующим периодом 2008-го упал почти на 20%. Председателю правительства следовало бы уже знать, что такой показатель, как внутренний валовой продукт (ВВП), ни о чем другом не говорит, как только об объеме денежного обращения. Он может расти даже в том случае, если в стране всё стоит на месте, кроме цен и инфляции. Именно ростом цен и инфляции и был отмечен 2008 год. Но об этом председатель правительства счел нужным умолчать.
Точно так же ни о чем не говорит и рост производства в 2,1% в денежном выражении. Ибо такой рост возможен тоже за счет повышения отпускных цен производителей. Можно было бы согласиться с докладчиком, если бы он привел конкретные факты. Например, производство самолетов выросло с 5 штук, что имеет место в настоящее время, до 10, или тракторов — с 6 тысяч до 12 тысяч, или станков — с 1000 до 1,5 тысячи и т.д. Но ничего такого депутаты не услышали по одной причине — хвастаться нечем. Даже такие нищенские объемы производства по многим позициям не то что не выросли, а, наоборот, снизились.
Десятипроцентный рост в сельском хозяйстве обусловлен небывалым урожаем зерновых, в основном за счет благоприятных климатических условий прошлого лета. Но при этом Путин забыл привести цифры, на сколько снизились поголовье скота (коров, свиней, овец), удои молока, сколько миллионов гектаров пахотной земли зарастает бурьяном, сколько сельских хозяйств разорено или обанкрочено, сколько деревень стёрто с лица земли. Забыл упомянуть он и о других бедах деревни — диспаритете цен на промышленную и сельскохозяйственную продукцию, износе техники, обмане пайщиков, рейдерстве и т.д. Ничего не было сказано и о том, какие меры правительство предпримет, чтобы спасти деревню от вымирания, деградации социальной сферы, от нищеты… Да и что можно сказать, если в откорректированном бюджете 2009 года на поддержку села правительство выделило всего лишь 0,3% средств от его расходной части, т.е. около 31 млрд. рублей, или 69% от уровня финансирования в 2008 году. Если вспомнить советское время, то за последние годы финансирование сельского хозяйства снизилось почти в 40 раз.
Ну а о росте производительности труда в 5% — это вообще чистый Мюнхгаузен. Кто и как его подсчитал? Росстат? К подсчетам Росстата у серьезных аналитиков отношение только с улыбкой на лице, ибо Росстат давно действует по принципу: чего изволите-с?
Под стать этим и другие “достижения”: “В прошлом году на 10,3% увеличилась реальная заработная плата”. Это же на сколько должна была вырасти в номинале заработная плата, чтобы при инфляции (по официальным данным) в 13% (а по неофициальным — все 25%) реальная, то есть ее покупательная, способность выросла более чем на 10%? В. Путин встречается с народом, бывает в магазинах, но прислушивается ли он к тому, о чем говорят люди, смотрит ли он на цены, приходилось ли ему покупать лекарства, платить за услуги ЖКХ? Похоже, нет. Подобные “аргументы” роста не иначе как списаны с рассказов известного барона. В противном случае он должен был сказать, что только в январе—феврале 2009 года реальные доходы населения снизились почти на 8%, а в последние месяцы 2008 года они опустились на 12%.
Еще более “убедительны” цифры по росту пенсий: “В прошлом году пенсии в реальном выражении выросли на 18,5%. В 2009 году средний размер социальной пенсии достигнет прожиточного минимума пенсионера…” При этом председатель правительства даже не покраснел. Что такое “прожиточный минимум пенсионера”? Это всего лишь 3660 рублей в месяц. При этом на питание в этой сумме отводится 1700 рублей. Осчастливленным пенсионерам остается только благодарственную челобитную писать Владимиру Владимировичу. “Теперь, — говорят пенсионеры, — можно ни в чем себе не отказывать, даже кефир сможем купить”. А вот с лекарствами уже возникли серьезные проблемы, поскольку за последние 2—3 месяца их цены подпрыгнули в несколько раз. Но об этом Путин ничего не сказал. Сказал другое: “…у нас по-прежнему есть пенсионеры, которые получают меньше двух тысяч — 1950 рублей. Правда, это еще наследие прошлого, советского периода, когда в совхозах платили соответствующие деньги”. Это очередной плевок в адрес той власти, которая вскормила, вырастила, дала образование г-ну Путину, вывела его в люди… Но если уж говорить о пенсиях советского времени, то пенсия в 120 рублей сегодня должна была бы равняться 15—20 тысячам рублей.
В выступлении В. Путина что ни тезис, то “шедевр” мысли. Вот только один пример: “Завершен ключевой этап реформирования энергетики. И обращаю ваше внимание, переход к новому устройству энергетического хозяйства прошел без единого сбоя”. Речь идет о развале Единой энергетической системы страны. Можно быть уверенным — сбои впереди, как это показывает практика подобных реформирований в США и Англии. К тому же докладчик запамятовал о тех авариях, которые случились на подстанциях Москвы и других городов страны. От такого “реформирования” оказались с выгодой только Чубайс и другие “прихватизаторы” общенародной собственности, а большинство народа получило вздутые до небес тарифы на электроэнергию. Себестоимость производства электроэнергии — примерно 15 копеек, а продают ее населению почти по 3 рубля. Ведь кто-то наживается на этом грабеже. Или правительство не в курсе? И совершенно запамятовало руководство правительства об обещанном втором плане ГОЭЛРО, впрочем, как и об удвоении ВВП. Эти сказки нужны были, когда прибирали к рукам огромные государственные ценности. Теперь, когда дело сделано, что об этом говорить. Да и главный энергетик-сказочник сегодня осваивает другую профессию.
Или такое выражение: “В интересах всей экономики были сокращены темпы роста тарифов”. Возникает вопрос: где и когда это произошло? Почему тогда по всей стране люди выходят на улицы с протестом против драконовских цен на услуги ЖКХ? После Нового года тарифы бешеными темпами пошли в гору. Каждый ощутил это на себе. Например, горячая вода в Москве стала дороже в полтора раза, не отстают от нее плата за жилье и др. Предложение коммунистов заморозить тарифы во время кризиса на уровне 2008 года Путин отверг, аргументируя это следующим образом: “Что такое замораживание тарифов, скажем, для РЖД? Это просто непоступление доходов, а значит, сокращение ее инвестиционной программы…” Вот она, логика буржуя! Путин, оказывается, беспокоится о доходах “бедных” чиновников, а то, что далеко не каждый человек, даже в экстренных случаях, может воспользоваться услугами РЖД из-за вздутых тарифов, для главы правительства дело второстепенное. Для буржуя главное: деньги давай! Даже если они у тебя последние.
Ничего, кроме улыбки, не может вызвать заявление о том, что “…наметилось снижение энергоемкости российских предприятий на 5% за прошлый год. Это значит, что наша экономика становится менее затратной…” Мы можем подсказать председателю правительства, как добиться еще большего снижения энергоемкости предприятий. Надо их просто закрыть. Впрочем, этот метод Путину хорошо известен, и он его давно с успехом реализует.
Или еще: “Неуправляемую девальвацию удалось предотвратить… Снижение курса было плавным…” Что же это за “плавность” такая, когда в течение 2—3 месяцев курс рубля упал в 1,5 раза? Снова обесценены вклады людей, а Путин, по сути, обвал рубля ставит себе в заслугу: “Кроме того, текущий курс национальной валюты улучшает конкурентные позиции российских производителей на внешнем рынке…” И здесь кривит душой глава правительства. Никакие российские производители на падении курса ничего не выиграли, поскольку торговать особенно нечем. Выиграли те, кто торгует сырьем. Получая деньги в долларах, меняя их на рубли, они приобретают в 1,5 раза больше. Но зарплату они выплачивают в рублях и в тех же размерах, что и раньше. Ну а разница, естественно, капает в карман олигархов.
Высший “пилотаж” доводов Владимир Владимирович проявил в отстаивании плоской шкалы подоходного налога. Как известно, сегодня подоходный налог все, и богатые, и бедные, платят одинаково — в размере 13%. Коммунисты давно предлагают изменить эту ситуацию и вернуться к дифференцированной шкале. “Что может получиться, если мы вернемся к дифференцированной ставке? Опять никакой социальной справедливости не будет. Реально те, кто получал меньше денег, так и будут получать, и будут платить минимальную ставку, но те, кто получает сегодня высокую заработную плату, будут ее часть получать в конверте… Весь мир нам завидует, что у нас плоская шкала…” И это говорит председатель правительства не какого-нибудь Васюколенда, а России! Может быть, в мире и завидуют нашим олигархам, Путину виднее. Но, кроме РФ, больше нет среди развитых стран такой, где уплачивался бы подоходный налог по одинаковой ставке для олигарха и нищего. Ну а за сокрытие доходов и неполную уплату налогов, в отличие от России, там можно схлопотать до сотни лет тюрьмы.
Кощунственно прозвучала из уст Путина “забота” власти о ветеранах Великой Отечественной войны: “К 1 мая 2010 года нуждающиеся ветераны Великой Отечественной войны полностью получат жилье”. В мае 2010 года исполнится 65 лет со Дня Победы. Возраст самого младшего участника войны перевалит 80-летний рубеж. С каждым днем их остается всё меньше. Жулье строит повсеместно дворцы, а для ветеранов войны, защищавших Родину, средств у власти, как всегда, не хватает. Ждут, когда их проблемы решатся естественным путем. Вот уж поистине: нет человека — нет проблемы.
Такая же ситуация и с обеспечением ветеранов автотранспортом. Владимир Владимирович отрапортовал, что этот вопрос решен полностью. Не понятно только, почему депутатам Государственной думы приходят десятки жалоб на волокиту с выделением транспорта.
Касаясь реального сектора экономики, Путин заявил, что правительство будет поддерживать системообразующие предприятия: “Вкладывать средства в спасение заведомо неперспективных производств мы не можем”. Составлен даже не один, а два списка таких предприятий: один — в гражданской сфере, другой — в оборонке. О чем говорит подобное заявление? Только о полном непонимании технологической взаимосвязи предприятий. Что толку сохранить какое-то важное предприятие, если менее важное, изготавливающее комплектующие изделия для важного предприятия, будет обанкрочено? Выход здесь в другом, на этом настаивают коммунисты,— национализировать базовые отрасли полностью, пока еще есть что национализировать.
Можно сколько угодно говорить о поддержке отечественного ВПК, но если его не обеспечить госзаказом, он продолжит свою деградацию. На сегодня три четверти договоров на сложнейшую военную технику так и не оформлены. Следовательно, и намерение перевооружить армию новейшим оружием становится утопией. И зря В.Путин, подобно всё тому же барону Мюнхгаузену, рассказывал сказки о реформировании армии. Оптимистически звучит его утверждение, что взводный будет получать 50 тысяч рублей в месяц и даже уже сегодня 34 тысячи офицеров получают надбавки от 30 до 100 тысяч рублей в месяц. Всё замечательно, осталось только найти этого самого взводного, получающего такие надбавки. Основная цель такого нововведения — создание атмосферы холуяжа в офицерской среде, разделение кадров на своих и не совсем своих. А дальше можно проводить и сокращения, и чистки.
В пренебрежительном тоне председатель правительства отозвался о советском гражданском авиастроении: “В Советском Союзе должного внимания развитию гражданской авиации не уделялось. Потому что наши гражданские самолеты — это то, что передано из военной сферы…” Так и просится вопрос к председателю правительства: а вы назовите хоть одну авиастроительную компанию мира, которая работала бы исключительно на гражданскую авиацию? Нет таких. При этом наши гражданские самолеты, в отличие от самолетов других стран, всегда отличались очень высокой надежностью. Да что там говорить, сам Путин до сих пор летает не на “боингах”, а на советских “Илах”. Правильно сказал Г.А. Зюганов, отвечая председателю правительства: “Что касается самолетов, хочу вам напомнить: пока всё, что мы эксплуатируем, начиная от газовой и нефтяной трубы,— это наследство советской эпохи, надо поменьше туда плевать. Пятнадцать авиационных заводов в стране производили полторы тысячи летательных аппаратов. На Воронежском заводе производили Ил-86, который 30 лет летал, ни один самолет с пассажирами не упал. Нет в мире другой такой компании…”
Чудеса “красноречия” проявил Путин, защищая высокие цены на энергоносители внутри страны. Дескать, они у нас и медленнее росли, чем на внешнем рынке, и они у нас ниже: “Но мы с вами говорили о том, что нужно переходить на европейское ценообразование, скажем, на газ внутри страны…” Никто не может объяснить, почему надо цены внутри страны, страны, которая продает этот самый газ, нефть и другие энергоносители, устанавливать на уровне европейских государств, которые всё это у нас покупают? Почему не брать пример с Ирана, Ирака, ОАЭ, Венесуэлы и т.д., наконец, с Туркмении, где цены на энергоносители для своих граждан ничтожны. Кого вы защищаете и чьи интересы обслуживаете, г-н Путин?
Когда премьер представлял скорректированный бюджет на 2009 год, складывалось впечатление, что Путин его или не читал, или читал весьма поверхностно. “В скорректированном бюджете, — заявил он, — сохранены расходы на развитие таких ключевых отраслей, как авиа- и судостроение, космос, атомная и радиоэлектронная промышленность”. На самом деле финансирование целевых программ по этим отраслям сокращается почти на 279 млрд. рублей, то есть на 24%. Особому урезанию подверглись программы “Гражданская авиация” и “Национальная технологическая база”. На 3,6 млрд. рублей срезано финансирование ядерной отрасли. Ассигнования на фундаментальные и прикладные исследования сокращены на 42,4 млрд. рублей. Нет смысла останавливаться на других цифрах секвестированного бюджета. Всё выступление председателя правительства в этой части было рассчитано в основном на телевизионную публику, а также на ручную аудиторию и будущий пиар, который будет вдалбливать в сознание людей прожекты правительства в духе барона Мюнхгаузена.
Несмотря на сказочность всего произнесенного, реализмом повеяло только от твердой установки правительства на продолжение либерального курса. Главная опора власти — банкиры: “Прошу вас, уважаемые коллеги, когда будете обсуждать бюджет, не очень-то нападать на банкиров”. И это даже тогда, когда достоянием СМИ стали огромные размеры выплаченных им сумм. Скромно умолчал Владимир Владимирович и об упитанных котах в своем правительстве. Тройка лидеров по доходам — Ю. Трутнев, И. Левитин и С. Шматко. Самым богатым членом правительства остается Ю. Трутнев. В прошлом году он получил почти 370 млн. рублей. А ведь ни один рубль или доллар не прирастают сами по себе. Для приращения им нужно присоединить к себе по пути чей-то труд. И это — труд российских рабочих, инженеров, шахтеров, крестьян, о которых у Путина, как стало ясно, душа совсем не болит.
Не меняется и ущербная финансовая политика. Стерилизация денежной массы ради достижения эфемерных макроэкономических показателей и борьбы с инфляцией проводится даже в условиях кризиса. Не может или не хочет понять г-н Кудрин вместе с председателем правительства, что стерилизованная экономика, как и человек, становится бесплодной.
Наступление “светлого будущего” в очередной раз отодвинуто, теперь — на 2020 год. Скольким россиянам удастся дожить до этого времени, трудно сказать, но есть оптимисты, которые надеются дожить и увидеть, чем “этот бардак”, как они говорят, закончится.
Вот только может так случиться, что Россия не доживет до этого “светлого будущего”. Уж больно много жадных глаз устремилось к ее богатствам. Не дать себя убаюкать “сказочникам”, осознать серьезность складывающейся ситуации, объединить усилия всех патриотов России для смены социально-экономического курса — на сегодня нет более актуальной и животрепещущей задачи.
Автор — депутат Государственной думы, академик РАСХН
источник: mbpolyakov.livejournal
Обращаю внимание администрации сайта на одну недоработку — слишком большая разница в размере шрифтов — например, основных статей и комментариев к ним, или новостных материалов в левой части сайта. Из-за этого все время приходится прибегать к масштабированию текста — он или слишком крупный, или слишкои мелкий.