Почему сегодня возможны такие события в Молдове?
Потому что де-факто, как форма организованной жизни общества – государство, она не состоялась до сих пор: — общество дезориентировано и разобщено; — руководство не подотчетно народу; — ключевой национальной идеей объявлена европейская интеграция и вместе с тем громко декларируется «любовь» к России; — многочисленная и разобщенная оппозиция; — существующая в стране система образования в национальных школах нацелена на подготовку граждан Румынии, а не Молдовы. Все учителя нацшкол – граждане Румынии. Поэтому на первом месте у них не патриотизм, не любовь и уважение к своей стране, а «великая Румыния».
Когда ждать стабилизации политической ситуации в Молдове?
Подобное положение вещей изначально закладывает конфликт в обществе и препятствует его единению. Таким образом, в Молдове нет и в ближайшее время не будет политической стабильности, нет целостного общества, которое было бы заинтересовано в сохранении государственности своей страны. Прошедшие выборы – это показатель ситуации в обществе. И тот вариант, по которому они пошли в Молдове, не позволяет говорить о каком-то мнении большинства: из принявших участие в голосовании 60 процентов населения только половина проголосовала за коммунистов. То есть, их поддерживает треть населения страны. Остальные две трети – либо их проигнорировали, либо были против. Поэтому противоречия в обществе выливаются на улицу, перерастают в погромы. Власть неспособна остановить бесчинства, она ищет виноватых как внутри страны, так и вне ее. Вчера это была Румыния, сегодня – Россия, завтра, возможно, Приднестровье. Причины, побудившие нас 20 лет назад создать свое государство, актуальны до сих пор и подтверждают правильность выбора приднестровского народа. А что касается возможности «цветного» переворота в Молдове, то господин Воронин себе льстит: там уже давно некого свергать. Ибо свергают лидеров, имеющих твердую позицию, политическую волю и ответственность за принятые решения.
Не отразятся ли эти события на судьбе приднестровского урегулирования и каковы Ваши прогнозы на будущее?
Хочу отметить некорректность формулировки вопроса. С Вашего позволения, молдово-приднестровского урегулирования, потому что переговоры касаются интересов народов Приднестровской Молдавской Республики и Молдовы. Если проследить историю всех судьбоносных моментов Молдовы (череда выборов, срыв подписания Меморандума Козака, попытка ввести в учебную программу курс истории Молдовы вместо «Истории румын» и т.д.), то многие из них сопровождались такого рода «декорациями». В традициях молдавских политических элит — это допустимая норма, уместный «торг». Цена вопроса – места в парламенте и максимально выгодные (в том числе и личные) условия объединения с властью. А что касается переговоров, то мировое сообщество в очередной раз увидело, с кем мы имеем дело. О чем можно договариваться с властью, которая конфликтует с собственным народом? Вы всерьез считаете, что она способна защитить от националистов приднестровцев?И как вообще можно воспринимать политика, который до сих пор уверен, что народу Приднестровья можно что-то навязать извне: кого-то назначить, к чему-то принудить? Пора господину Воронину понять, что мы сами решаем свою судьбу и разговаривать с нами можно только на равных.
Как Вы прокомментируете заявления президента Молдовы Владимира Воронина в интервью газете «El Pais» о том, что Россия поддерживает Вас потому, что Вы «исполняете все прихоти Москвы»? А Ваши министры, по его мнению, являются агентами российских спецслужб?
Какой комментарий может быть у такого бреда?
Вячеслав Терехов для АНП