Около тысячи должников объявлены в розыск. Как сообщили корреспонденту «РГ» в министерстве юстиции, только в феврале судебным приставам направлено более 80 тысяч исполнительных документов по неплательщикам кредитов. А общая сумма новых долгов выросла в два с половиной раза — почти до 30 миллиардов рублей, поступивших за месяц.
Некоторые должники ударяются в бега, подальше от проблем и банков. В феврале судебные приставы завели 980 розыскных дел, связанных с взысканием кредитных задолженностей.
Дела по неплательщикам поставлены на особый контроль. Данные мониторинга подобных производств регулярно направляются в Генпрокуратуру, минэкономразвития и правительство РФ. А судебные приставы ввели новые формы работы, например, проверку бухгалтерской отчетности организаций, на которых работают должники.
— Взыскание долгов часто происходит через работодателей должников, — пояснили корреспонденту «РГ» в Федеральной службе судебных приставов. — Бухгалтерии удерживают денежные средства из заработной платы должников. В результате наших проверок к 78 должностным лицам, нарушившим порядок удержания денежных средств либо утерявшим исполнительный документ, применены меры административной ответственности.
Если же бухгалтера постоянно проявляли подобную забывчивость, то рисковали попасть под уголовную статью — за неисполнение решения суда. По ней предусмотрено наказание — до двух лет лишения свободы. Прецедент уже создан в Республике Бурятия, где три должностных лица привлечены к уголовной ответственности. Приговоров пока нет. По мнению экспертов, даже если суд сочтет их вину доказанной, вряд ли вердикт будет столь суровым. Возможен штраф, общественные работы или условный срок. Но сам факт судимости в данном случае уже серьезное наказание.
Кроме того, за два месяца судебными приставами-исполнителями наложено свыше 13 тысяч арестов на имущество должников. За месяц с должников взыскано более миллиарда рублей.
У кредитной проблемы две стороны. Одна — социальная. Многие должники действительно попали в сложную ситуацию. Они и рады заплатить, но — как? В целом, с учетом неоконченных исполнительных производств, на исполнении у судебных приставов уже находится более 730 тысяч исполнительных производств по невыплатам кредитов на общую сумму 117 миллиардов рублей. Речь идет только о тех должниках, на кого банки подали в суд и по чьим делам уже вынесено решение. В реальности должников, естественно, гораздо больше.
За многими стоят семьи, дети. Однако закон есть закон, и приставы часто вынуждены прибегать к жестким мерам при взыскании.
По-хорошему, этим людям нужна отсрочка. Дела поправятся, и они обязательно все вернут. Однако банки, как правило, не идут навстречу. У них своя правда — экономическая. Это другая сторона медали. Массовые невыплаты могут разорить банк, а проблемы банковской системы грозят самыми тяжелыми последствиями в экономике, а значит, и социальной жизни.
Сегодня государство приняло ряд программ помощи должникам по кредитам. Решить проблему мог бы и закон о банкротстве граждан. Минэкономразвития совместно с Высшим арбитражным судом подготовило соответствующий законопроект, который позволяет проводить реструктуризацию долгов граждан без продажи их имущества. Законопроект в ближайшее время будет внесен на рассмотрение депутатов.
Между тем судебные приставы добиваются получения «мигалок» на машины своих групп быстрого реагирования. Об этом сообщил начальник управления ФССП России Юрий Михайличенко. В зависимости от региона такие группы включают от 10 до 30 человек, которые в случае возникновения нештатной ситуации в суде направляются от отдела приставов к зданию суд.
Владислав Куликов для АНП
…скоро начнут убивать приставов…