Бьются правительственные войска против картелей, бьются картели между собой. Сегодня около 45000 солдат находятся на улицах. За последние 18 месяцев погибло около 8 000 человек. Все это данные одного конфликта, который грозит расползтись по всему континенту.
Убрали Рентерия «ел Дорадо» (золоченого), когда он выходил из своего ранчо в населенном пункте Карило Фуентес, сказали тихим голосом на другой стороне телефонной линии. Репортер Маретин Дюран получил звонок, когда пытался найти следы другого случая в редакции своей газеты «Первая из Кулиакана», столицы наркомафии, которая переместилась из колумбийских Кали и Меделина в заголовках прессы всего мира. Бегом через зал к своему коллеге Ноелю Визкарра из газеты «Дебаты», в том же самом здании. Фотограф Абел Авилес и я, двигаемся дальше, одновременно собираем остальную группу. Ноел, уже знал, что было два труппа с огнестрельными ранениями внутри одного фургона, в 25 километрах от Кулиакана, внутри территории наркотрофикантов из Синалоа, среди полей легендарного «Небесного сеньора», Амадо Каррило Фуенте, пилота малой авиации, самого отважного за всю историю, в 90-е годы он перевел часть своего бизнеса и свою фамилию в Буэнос-Аирес, где, говорят, умер во время одной хирургической операции по смене своей внешности.
Минутой позже летим по дороге, переполненной авто, пешеходами и офицерами местной и федеральной полиции. В один момент мы были вынуждены остановиться для того, чтобы дать пройти колонне военных. Через 40 минут мы уже съезжаем на грунтовую дорогу и проходим почти 2 километра. В месте, где была обнаружена фургонета Шевролет, бегали санитары и полицейские из отдела убийств. На руле лежало тело Даниеля Диаса Ескобара, 48 лет, некоторые полагают, что он был киллером, другие полагают, что был фермером и был в плохой компании в плохом месте. Из Одной из ран головы до сих пор льется кровь. На другом сидении рядом откинутое на спину лежит то, что вчера был Гаспар «эл Дорадо» Рентериа Лара. Судя по следам от пуль, видимо от пуль АК-47, снесших ему половину головы.
Через почти полную тишину, которая была на этом кровавом месте, вдруг появилась группа молоденьких девчат, одна из которых громко закричала «Ой, папочка, ой. Что с тобой случилось? Папочка!» Другие бросились удерживать и успокаивать ее, потом она замолкла и наступила вновь тишина. Полицейские замерли на мгновение в сочувствии и уважения к горю. Как и вся страна, которая живет в настоящей войне с наркомафией, которая в свою очередь ведет войну между собой за право господствовать внутри своих территорий.
Сегодня Мексиканские картели занимают доминирующее положение в бизнесе транзита наркотиков в Соединенные Штаты, с 8 000 мертвых за последние 18 месяцев. Пространство, в котором люди живут и умирают, даже такие как «ел Дорадо» Ретериа, и то, что только что произошло здесь, было простым сведением счетов между двумя Картелями Синалоа и Хуарез или Гольфо.
Мексика в войне. Споры, которые сейчас ведутся в обществе, идут о том, что «Государство» падает в бездну, похоже, оно уже не способно подержать закон, коррупция поразила общество аж до самого мозга и костей. Войска патрулируют улицы, словно они находятся в Ираке, банды бьются между собой, оставляя поле этих побоищ горы трупов, словно это мошки. В наркобизнесе крутится около 25000 до 40000 миллионов долларов в год и проникая во все поры мексиканского общества. Но это не может разрушить то чувство понимания и уважения к смерти, которое живет в каждом мексиканце.
Война разгорелась, когда президент Филипп Калдерон решил вывести войска на улицы городов, пытаясь восстановить государственный порядок, в это время Государство уже потеряло контроль над более чем 10 провинциями. «Это не может так продолжаться, потому что в один прекрасный момент у нас появиться новое правительство, состоящее из наркотрафикантов», — высказался как-то министр Финансов. Потому что в реальности представляет огромную коррупционную гидру, которая пронизывает все государственные учреждения. По крайней мере, 50% полиции, как муниципальной, так и федеральной, в разной манере связана с наркобизнесом. То есть не достаточно арестовать несколько десятков высоких полицейских начальников, нужно настоять на том, чтобы вся силовая машина прошла пробу на честность и чистоту, половина из тех, кто носит униформу ее уж точно не пройдут. Это стало хорошей работой, привлекательной для многих желающих поправить свое благосостояние, и, причем, на протяжении десятилетий.
На прошлой неделе директор Отдела международного отдела по борьбе с наркотрафиком из государственного департамента, Давид Джонсон, сказал, что согласно его источников информации, около 450000 мексиканцев работают прямо на наркобизнес, и что в прошлом году произвели 16000 тонн марихуаны, 18 тонн героина и перевезли 300 тонн кокаина произведенного из Колумбии. По искусственным наркотикам количество точно не известно, ясно точно, что Мексика стала главным из основных экспортеров во всем мире. И все это для Североамериканского рынка, где находится около 95% потребителей продукции наркотрафикантов, что составляет в общем итоге около 13 миллионов человек.
В радиусе 150 километров вдоль пограничного вала, разделяющего две страны, находятся около 6500 оружейных лавок, и проводится 150 оружейных ярмарок в год, на которых можно найти и приобрести без недостатка любое оружие, которе можно только пожелать.
Война, которая была начата самими картелями, ведется посредством кровавых разборок за контроль над территориями. Всего в Мексике исторически сложилось четыре гигантских картеля: Синалоа, Хурес, Тихуана и Гольфо. К этому надо еще приплюсовать около 20 криминальных организаций с контролем территории и 600 более мелких. Уже, по крайней мере 5 лет эти преступные группировки стали нарушать свои подконтрольные территории и пытаться укрепиться на сопредельных зонах своих конкурентов.
«Мы имеем войну всех против всех, которая закончится только тогда, когда все смогут прийти к общему соглашению о том, как разделить этот наркобизнес, и может быть в этот пакт войдет и правительство, а может и нет, в случае, если правительство во главе с президентом Кальдерном сможет найти достаточно сил, чтобы разбить наркокартели», — объяснял мне журналист Рикардо Равело из журнала Процесо, один из крупных экспертов по этой теме.
В горной части Синалоа выращивают мак с целью получить опиум и героин с начала 20 века, с тех пор, когда сюда приехали эмигранты с Китая на строительство железных дорог. Во вторую мировую войну к такому виду наркобизнеса стали относились более чем терпимо, так как необходим был опиум для производства морфина, так необходимого для тысяч солдат, раненых в битвах Европы и Азии. В 70-е, было очень популярно покупать в США марихуану, произведенную в Синалоа, как наиболее качественную в мире. Этот регион был райским местом для «хиппи». Из Кулиакана, которая является столицей Синалоа, вышли наиболее одиозные главари, которые перехватили эстафету контроля за трафиком кокаина по ту сторону границы после падения Колумбийских картелей.
Именно здесь завязалась дружба между братьями Бельтран Ленва и наиболее разыскиваемым сегодня наркотрафикантом — Хоакимом «ел Чапо» Гузман. Эта группа оперировала в 2007 году около 10 млрд. долларов в год. «Эл Чапо» вошел на прошлой неделе в журнал «Форбс» в список самых богатых людей мира «с личной удачей стоимостью 1 млрд долларов», то тем самым вызвал скандал в правительстве Мексики.
В январе 2008 года, один чин, командующий совместным подразделением войск и полиции, смог захватить плен одного из могущественных шефов наркомафии — Альфредо «ел Мочомо» Белтран Леува. «С застывшим взглядом, человек с бородой и с акцентом провинциала, в такой манере говорил, кавалер и хороший друг, Алфред Белтран мня зовут», — поется в одной из популярных народных песен посвящаемых большим наркобаронам. В этой песне его интерпретировали в «Лос Канелос де Дуранго» за свою известность садистким наклонностям, наделив этим именем в сравнении с одним блюдом из региона Синалоа, в которое получают от рыбы хорошо просушенной и предварительно хорошо отбиваемой специальной палкой. Говорят, что он также отбивал своих врагов специальными палками и железными прутами для этого приспособленных.
Его брат Артур, прозванный «Барбас», замешанный за задержание Чапо Гузман и его компаньона Измаеля «ел Майо» из-за мести.. Его сын Висенте Заьмбаба Ньебла «Висентико», отвечающий за службу безопасности картеля, погиб в среду со своими соратниками, назвавшими себя «Федерацией» картелей и которые смогли прожить в мире многие годы. С этого момента Бельтран Лейва вошел в союз с картелем «Гольфо», готорый возглавляется Озиел Карденас Гилен и начали войну против «Чарпо» и своих сторонников в Синалоа. Наиболее кровопролитные битвы были с участием бойцов из «Зетас», боевой группой принадлежащей картелю Гольфо. «Зетас» — это бывшие военные специалисты из вооруженных сил, натренированные агентами Израильских, Американских и Французских спецслужб, которые уже несколько лет как пришли в картель. Шефом «Зетас» является Эриберто «ел Ляска» Ляскано, самый кровожадный как никто другой, которому нравиться отрезать головы и половые органы у своих врагов, стоящих у него на пути.
В тот день, когда появилось 5 голов в одной переносном холодильнике в Халиско, которые с тремя трупами, обезглавленными на прошлой неделе, и двумя расчлененными женщинами десять дней назад, начали разыскивать Сергио Гонзалес Родригез, автора «людей без голов». Личный счет которого насчитывает 170 обезглавленных трупов в 2008 году и 41 в 2009. «Наркотрафиканты пытаются нагнать как можно больше страха на общество, особенно на государственные институты. Это и есть вызывающее действие, которое необходимо помимо того чтобы создать страх и коррупцию. Обезглавленные трупы обязаны принудить различных государственных функционеров, хотя также присутствует и более широкая волна эмоционально пугающая остальную часть Мексиканского общества» объясняет Гонзалес Родригез. Ясно, что когда эти тела появляются, то мало кто отважится забирать их, так 60% из них хоронятся как неопознанные потому, и более того есть еще тысячи пропавших без вести. Задержание Сантьяго Меза Лопес, наиболее известного как «ел Посулеро», открыло новую страницу в истории насилии связанного с миром наркобизнеса. Этот человек, который взял себе псевдоним от «посоле», народного блюда состоящего из вареной кукурузы, признал, что сварил около 300 тел, которых ему давали люди Теодоро Гарсия Симетала «ел Тео», шеф картеля из Тихуаны. Когда нужно было избавиться от тела, киллеры «ел Тео» звонили ему и давали адрес, где можно найти труп. С этого момента «ел Посолеро» в бочках по 200 литров варил тела пока от них не останутся лишь челюсти и ногти.
Бота-Танго-591, говорит пилот МИ-8Т воздушных сил Мексики и начинает подниматься над аэропортом Кулиакан. Сейчас мы полетим в сердце гороной Синалоа, центр производства наркотиков в Мексике и главный театр боевых действий войны запущенной президентом Калдероном против картелей. Пролетаем реку Умайа над проходом Батамота и прибываем на зону, которую военные называют Ареа 94-хота. Подполковник Рауль Наон Гопар мне показывает на гору покрытую деревьями, которые выглядят более зеленые, чем остальные. Под этими деревьям находиться плантация марихуаны, различить этот оттенок может только натренированный глаз. С воздуха видно один лес, который, похоже, более сухой, чем остальные. Армейские подразделения только что нашли несколько гектаров с хорошо оборудованной системой орошения. Потому, что этот бизнес так привлекателен. С одного гектара можно получит одну тонну марихуаны первого качества. За одну сигарету с 2 граммами можно получить до 5 долларов на улицах Нью-Йорка», объясняет офицер Наон.
По возвращению в аэропорт Куликан можно увидеть огромное количество маленьких самолетов. Почти все они блестят яркими светами. Это то, что конфисковали у наркомафии. В общем счете 129 самолетов за последние 6 месяцев. Каждый самолет стоит около половины миллиона долларов. В другой части города находится Пехотный батальон, в котором находятся автомобили, конфискованные в ходе операций. Их там сотни. В основном это Хаммеры, большие машины обожаемые рэперами из США — и как следствие, Куликан занимает первое место по продаже Хаммеров в мире. Здесь также хранятся машины, специально экипированные и переделанные в машины для ведения войны, как эта машинка с установленной на ней башней с 50 мм пулеметом, способным пробить танк. Различные коллекционные машины, как этот Шевролет 46 года с символами полиции Чикаго, которую имел один наркошеф из ранчо в близи Дуранго. В другом дворе находиться оружие, конфискованное у накромафии. Здесь центнеры АК-47, современных навороченные воздушные винтовки, и последния модель автомата армии США. Но когда смотришь на этот блеск от пистолетов, разукрашенных золотом и бриллиантами, просто теряешь дух. Здесь есть один пистолет, разукрашенный в цвета Мексиканского флага с бриллиантами красного, зеленого и белого светов и надписью «Король». Он принадлежал одному из братьев Арлеано Феликс из картеля Тихуана, который появляется в фильме Стевена Содерберга «Трафик».
После обозрения могущества вооружения мы направляемся в главное место духовной поддержки — в капилья «наркосанто» святого Хесус Малверде. Это здание выполненное в католической традиции в самом центре Куликана, где храниться алтарь с бюстом одного молодого человека, с маленькими усиками и живописной рубашкой. Кажется, что образ одного из артистов которые пели кантри в 40 годах. Легенда рассказывает, что Малверде был бандитом и жил в конце 19 века в горах Синалоа. Его голова имела цену. И один наемник за вознаграждение подстрелил ему ногу и Мальверде смог укрыться в горах. Рана была ужасна и когда было понятно, что ему не выжить, он попросил своих друзей чтобы его отвезли губернатору, для того, чтобы получить выкуп и полученные деньги раздать бедным. С тех пор Робин Гуд из Синалоа стал знаменитым для наркотрафикантов, которые несут к его алтарю подношения с надписями типа «Спасибо за твою помощь при Барранкината» или «Спасибо за то, что спас мою жизнь». «Рано утром, иногда здесь появляются молодые ребята, которые, по всей видимости, возвращаются после тяжелой работы и благодарят санто» поведал мне сторож-смотритель этой капильи.
Возвращение в редакцию было как словно конец рабочего дня. Мне рассказали, что тот Рентерия «ел Дорадо» потерял своего сына в стычке неделю назад. «Его расстреляли в лицо» рассказал молодой репортер Мартин Дуаро. «Но, кажется это было сведение счетов местных банд, хотя и произошло у ворот дома его матери, почитаемого места для местных мафий» Во всяком случае, это всего лишь один случай из многих. За последние 24 часа здесь в Калкуане было найдено девять трупов. В остальной части страны было 25 смертей по похожему типу насилия. По крайней мере, еще одни день прошел в этой нарковойне за освобождение улиц и сознания Мексики.
Александр Кузнецов специально для АНП.
По материалам мадридской прессы.