Вообще эта беседа довольно сильно удивила. Сам факт, что президент вмешался в спор хозяйствующих субъектов, после чего выяснилось, что субъекты вовсе не хозяйствующие, а миролюбиво-дружески друг к другу относящиеся, друг друга обожающие, просто не было времени сесть и чайку попить, выглядит довольно забавно.
Ну, согласитесь, все-таки Михаил Маратович не свои личные деньги давал структурам господина Дерипаски, а деньги выдавал «Альфа-банк». Если сейчас Дмитрий Анатольевич говорит: «Извольте договориться!», это значит что? Это значит, что «Альфа-банк» должен пересмотреть структуру отношений. Но тогда надо встречаться не только с Фридманом, но и с теми структурами, которые дали свои деньги коммерческому «Альфа-банку».
Почему меня это сильно удивляет? Ну, потому, что теперь получается, что все те, у кого отношения с банками сложные, должны записаться на прием к президенту и просить вызвать директоров банка и провести с ними разъяснительную беседу? Нет-нет-нет, я, конечно, все понимаю, что есть социально ответственный бизнес. Я понимаю, что «ГАЗ» должен работать, что люди не должны быть уволены. Это все понятно. Но только за чей счет? Если государство хочет, чтобы Фридман стал социально ответственным, то может быть и Дерипаске надо стать социально ответственным? Но социальная ответственность Фридмана опять-таки за чей счет? За счет личных денег Михаила Маратовича или за счет денег «Альфа-банка» и его вкладчиков?
Ну, непонятно мне как-то это все. А главное – система, при которой президент начинает рулить вручную, означает, что в управлении не все в порядке. То есть задумка не сработала. Не выстроилась. Если государство желает помочь конкретным предпринимателям, то можно взять и выкупить на государственные банки долги господина Дерипаски. И дальше уже делайте что хотите. Хотя здесь тоже будет много вопросов. Государственные деньги – это какие? Деньги налогоплательщиков? Хотя, с другой стороны, кто нас, дураков, спрашивает? Ой, простите – слово «дураки» нехорошее. Скажем так, кто нас, граждан, будет спрашивать?
Тревожно мне, очень тревожно. Вот во вчерашнем посте я начал рассуждать, что тревожно, когда президент напрямую углубляется в вопросы экономики, а здесь президент напрямую углубляется в вопросы бизнеса. Это как-то еще более странно. Ну можно себе представить, чтобы Барак Хусейн Обама вызвал председателя «Сити-групп» и сказал ему: «Значит так, слушай. У тебя там «Дженерал Моторс» кредитуется. Ты давай – веди себя прилично, деньги, которые они тебе не могут заплатить назад не требуй»? Странная все-таки ситуация: либо рынок, либо не рынок. Хотя в России, думаю, ни у кого нет никаких иллюзий, что рынком пахнет только на Дорогомиловском и Центральном.