Но решительно все благодетельные распоряжения правительства по борьбе с кризисом, включая распоряжение о вывозе металлолома только через Петропавловск, перекрыла публикация списка «кадрового резерва» президента Медведева. Я ищу аналогии и не могу отыскать. Пожалуй, с этим списком сравнится только распоряжение петербургского брандмейстера времен Павла о том, что в целях лучшей борьбы с огнем горожане обязаны уведомлять градоначальника о пожаре за три дня до оного.
Сделайте вдох, закройте глаза, очистите разум и спросите себя: ЧТО ЭТО? Это, может быть, сюцаи, которые сдали экзамен, как в Древнем Китае, и оказались в сотне первых? Никакого экзамена эти люди не сдавали. И никаких тестов не проходили. Я вообще сомневаюсь, что, например, руководитель Росавтодора, питерец Олег Белозеров, пару лет назад ошарашивший нас заявлением, что «по хорошим дорогам россияне будут ездить через 5 лет», прошел бы соответствующий тест. А другой член списка, чекист-депутат Игорь Баринов, только что ляпнул во всеуслышание о «связи» между решением Киргизии закрыть авиабазу «Манас» для американцев и нашим кредитом в 2 млрд. дол. – в то время как официальный Кремль эту связь чопорно отрицал.
Кадровый резерв, что и говорить. Кто отбирал этих людей? Неизвестно. 170 «уважаемых экспертов». По каким критериям? Профессиональным? Чем замечателен член списка Андрей Турчак (уже назначен губернатором Псковской области), кроме того, что его отец занимался дзюдо вместе с Путиным? Чем замечателен член списка Борис Ковальчук, кроме того, что он сын банкира, которого еще Рыбкин назвал «кошельком Путина»?
По высокоморальным? Вышеприведенный чекист-«единоросс» Игорь Баринов упоминается в интернете в связи с попытками захвата каких-то мелких уральских карьеров и, разумеется, громогласными заявлениями о необходимости создания антирейдерской комиссии. Кто мне объяснит, по каким критериям Владимир Гончаров, руководитель управления «Росрегистрации» по Ростовской области, попал в список, а его коллега из Кирова или Тамбова не попал? Кто мне объяснит, почему г-н Евгений Мискевич, начальник главного управления строительства Тюменской области, оказался драгоценным кадром, а его коллега из Владивостока или Благовещенска не удостоился этой чести? (Кстати, списки такого рода не бывают безобидными.
Даже слухи о назначении рождают в любом регионе или министерстве целую волну интриг и уголовных дел.) Нет, в списке есть и прекрасные люди. Вот, например, Александр Изосимов – гендиректор «Вымпелкома». Любой хедхантер вам скажет – это действительно один из лучших менеджеров России. Или, допустим, в списке Михаил Задорнов – глава ВТБ-24. Но разве для того, чтобы Задорнова куда-то назначить, его надо внести в список? Президент Медведев без списка не знает, что есть такой Задорнов? Тогда профнепригоден сам президент Медведев. Один из экспертов, принимавших участие в составлении списка (профессиональный хедхантер), честно сказал мне, что список появился как попытка решить проблему катастрофического кадрового голода: людей нет.
Элементарно нет квалифицированных людей для решения управленческих задач. Но в том-то и дело, что разруха не в клозетах. Она в головах. Людей нет не потому, что их нет. А потому что в любой список, кроме изосимовых и задорновых, немедленно пролезают ковальчуки и торчаки. Есть два способа что-то сделать. Один называется – правильный план. Другой называется – правильные назначения. Барак Обама не предложил в Конгресс список людей, которые могли бы спасти американскую экономику. Он назначил людей и предложил план. Бывают списки людей, прошедших экзамен.
Бывают списки людей, идущих на выборы. Бывают планы по спасению экономики. Но список непонятно кого, составленный непонятно кем, в качестве средства по борьбе с кризисом – это знаете, что значит? Это значит, что президент Медведев не может никого назначить на должность, не спросив премьера Путина. Он может только назначить в список.
Автор Юлия Латынина