Неприятности спикера петрозаводского горсовета начались в 2007 году, через год после массовых беспорядков в карельской Кондопоге, в разгар которых президент Владимир Путин никак не мог найти Катанандова, находившегося в отпуске. Осенью 2007 года депутаты горсовета большинством голосов приняли и направили Путину обращение с просьбой отправить в отставку президента Карелии.
Катанандов и его соратник, депутат парламента Карелии Андрей Мазуровский, по мнению авторов обращения, были причастны к коррупционным сделкам. Катанандов обиделся на парламентариев, подал на совет в суд и выиграл гражданский иск о защите чести, достоинства и деловой репутации. В то же время в отношении Попова он инициировал возбуждение уголовного дела по обвинению в клевете.
Прокуратура поддержала это обвинение, сочтя Попова организатором обращения к президенту. Также Попов был обвинен в клевете на Мазуровского, позже к этому составу добавилось третье обвинение – в вымогательстве у Мазуровского крупной суммы денег в ходе предвыборной кампании в парламент Карелии. По мнению Попова, последнее обвинение было добавлено ввиду бесперспективности обвинений в клевете.
Следствие и суд заняли около 2,5 года. В процессе разбирались схемы сделок, которые были сочтены авторами обращения коррупционными. Свои показания дважды давал Катанандов. В результате обвинение требовало для Попова 7,5 года реального заключения в колонии строгого режима, что лидер «Яблока» Сергей Митрохин назвал «неадекватным, абсурдным и продиктовано политическим заказом, идущим от губернатора Карелии».
Так или иначе, суд снял с Попова оба обвинения в клевете, сочтя их недоказанными, и оставил только одно – в вымогательстве. Осужденный спикер своей вины ни по одному из пунктов обвинения не признал. В беседе с корреспондентом «Газеты.Ru» он заявил о намерении обжаловать приговор Петрозаводского горсуда, хотя и счел его «политически верным». «Суд не стал раздувать дело о клевете, поскольку таким образом может быть создан опаснейший прецедент – ведь речь идет о коррупции.
Но и полностью оправдать они меня сразу тоже не могли. Обвинение в вымогательстве, хотя и шито белыми нитками, позволит им (политическим оппонентам. – «Газета.Ru») говорить, что Катанандов, конечно, был неправ, когда обвинял Попова, но и Попов – тоже не святой», – пояснил собеседник «Газеты.Ru». Попов уверен, что Верховный суд Карелии утвердит сегодняшний приговор и не станет требовать его ужесточения, «чтобы не раскручивать это дело заново». Однако для осужденного это будет автоматически означать утрату права руководить законодательным собранием, а также участвовать в ближайших выборах мэра Петрозаводска, намеченных на июль 2009 года.
Именно эти две задачи и решали его преследователи, полагает Попов. «Если сопоставить результаты социологических опросов, то станет понятно, что только в таком случае партия власти имеет хоть какой-то шанс провести своего кандидата», – считает собеседник «Газеты.Ru». Митрохин заявил «Газете.Ru», что приговор Попову лишь подтвердил подозрения партийцев в «политической мотивированности» этого дела: «Было бы невыгодно сажать Попова на самом деле, а вот изолировать главного политического оппонента Катанандову – в самый раз».
Митрохин обратил внимание, что при наличии условного приговора Попов не только не сможет возглавлять законодательное собрание и избираться, но и просто организовывать политические акции. Митрохин также напомнил, что это уже не первый приговор, вынесенный в последнее время в отношении «яблочников». В конце минувшего года к 5 годам условного наказания был приговорен активист московского молодежного отделения партии Иван Большаков, а под следствием в настоящее время находятся около 10 лидеров региональных отделений партий. «Такое впечатление, что они хотят за счет регионов политически изолировать всю партию», – отметил Митрохин.
По его словам, под уголовное преследование попадают лидеры наиболее активных региональных отделений.