anvictory.org » Новости » Ядерное разоружение: прорыв или блеф?

Ядерное разоружение: прорыв или блеф?

Кроме того, большинство экспертов убеждены, что договор о стратегических наступательных вооружениях нельзя обсуждать отдельно от проблемы противоракетной обороны. В этой области также нужно новое соглашение, поскольку Соединенные Штаты ранее в одностороннем порядке вышли из Договора о ПРО 1972 года. Известно, что в период президентства Джорджа Буша-младшего Россия и США так и не сумели найти компромиссный подход, который позволил бы начать предметное обсуждение нового договора о СНВ.

 

Большие надежды в этом плане возлагались на Барака Обаму. Мнение о том, что согласовать новый договор об ограничении ядерных вооружений с его администрацией удастся до конца 2009 года, высказывал на заседании круглого стола в пресс-центре «Росбалта», в частности, заместитель директора Института США и Канады Павел Золотарев. Похожую мысль высказала и Хиллари Клинтон на слушаниях, посвященных ее утверждению на пост госсекретаря США.

 

В частности, она пообещала, что администрация Барака Обамы будет «работать с Россией, чтобы добиться ее согласия на продление ключевых положений договора о сокращении и ограничении стратегических наступательных вооружений (СНВ) по мониторингу и верификации до его истечения в декабре 2009 года». И вот в номере от 4 февраля британская газета The Times сообщила, что Обама намерен предложить России сократить ядерный арсенал обеих стран на 80 процентов — до тысячи ядерных боеголовок.

 

По сведениям издания, президент США также готовится пересмотреть решения администрации своего предшественника о размещении в Восточной Европе элементов американской системы ПРО. Официальные лица в Москве это известие восприняли крайне позитивно. Россия приветствует позицию США по новому договору о сокращении стратегических наступательных вооружений, заявил, например, вице-премьер правительства РФ и экс-министр обороны Сергей Иванов. Москва довольна намерениями администрации США завершить переговоры об СНВ-2 в течение года и готова к таким контактам, сообщил Иванов агентству AFP.

 

Правда, речь шла не о публикации в The Times, а о предыдущем заявлении американской администрации. Комментировавший же именно статью в британской газете глава комитета Госдумы по международным делам Константин Косачев был более осторожен. Он уточнил в интервью ИТАР-ТАСС, что Москва пока не получала официальных инициатив Вашингтона о синхронном сокращении ядерного арсенала.

 

В то же время и Косачев указал, что «не может не приветствовать общего настроя на сокращение ядерного вооружения», отметив, что «это не должно быть предметом только российско-американских договоренностей». В то же время эксперты отмечают, что публикация о планах Обамы в британской газете не позволяет точно судить о намерениях американской администрации. «Не ясно, является ли это окончательным решением новой администрации США или это некий пробный шар», — заявил в интервью «Росбалту» заведующий отделом разоружения и урегулирования конфликтов ИМЭМО РАН Александр Пикаев. По его словам, также не понятно, что значит «сокращение на 80%»: что именно предлагается сокращать?

 

Какие виды вооружений: стратегическое, тактическое или и то, и другое. Наконец, не ясно, идет ли речь о сокращении количества ядерных зарядов, которых у США значительно больше, чем у РФ, с учетом не стоящих в данный момент на боевом дежурстве, — или их носителей.

 

Скорее всего, судя по этой статье, Белый дом планирует предложить Кремлю сокращать количество носителей ядерных зарядов. Такое мнение в интервью «Росбалту» высказал эксперт Центра по изучению разоружения, энергетики и экологии Евгений Мясников.

 

По его словам, американская администрация явно предлагает «считать не по правилам, а по их представлениям о том, как это нужно делать, то есть считать оперативно развернутые боезаряды». «Это будет означать, что реально они ничего ликвидировать не собираются», — уверен эксперт. «Просто что-то переместить на склады, у чего-то снизить боезаряды. Например, могут снять ядерные боезаряды с авиации и просто перестать ее считать», — поясняет он. «Для России же это будет означать, скорее всего, именно ликвидацию», — уверен Мясников.

 

Москва ранее категорически возражала против такого подхода. Так что осторожная позиция российских официальных лиц понятна. Приветствуя инициативы по ядерному разоружению в целом, они опасаются, что новая американская администрация использует позитивный образ Барака Обамы в мире, выдвинув заведомо не приемлемые для России предложения и обставив их как величайший миротворческий акт.

 

В итоге Москва просто не сумеет объяснить мировому сообществу, почему она не соглашается подписывать новый договор с американцами, и понесет имиджевые потери.

 

Автор Иван Преображенский

Комментарии

Оставьте комментарий