Стараясь удержать стратегическую инициативу, Кондратий Булавин отправляет на Волгу крупный отряд повстанцев во главе с атаманами Некрасовым и Павловым.
Отряды Некрасова и Павлова захватили Дмитриевск (ныне г. Камышин), 26 мая осадили Саратов, но, не сумев овладеть им, двинулись к Царицыну и обложили город. Узнав, что на помощь осаждённому гарнизону следует полк Бернера, повстанцы встретили его на лодках и разбили в 5 км от города. Вернувшись к Царицыну, они засыпали крепостной ров, подожгли укрепления и 7 июня штурмом взяли город. Все представители ненавистной вольным людям «вертикали власти» — были обезглавлены, а в городе установлено казачье самоуправление.
Тем временем, в результате деятельности имперской агентуры и заговора погибает руководитель восстания – Кондратий Булавин, а на Дон врываются царские каратели. Начинается свирепая расправа над восставшими.
С конца июля и до декабря 1708 г. по указу Петра I карательная армия В. Долгорукого сожгла и разорила казачьи городки по Дону сверху до станицы Донецкой, по Хопру, Медведице, С. Донцу, Калитвам, Деркулу. Большинство жителей этих городков казнили, частично выслали в Сибирь. Одних только убитых в боях, по сведению В. Долгорукого, насчитывалось 29.400 человек, 7000 человек было казнено, и трупы их на виселицах-плотах пущены вниз по Дону на страх живым. Всего, по неточным подсчетам, было убито около 40 тысяч человек. Казачьего же населения в 1707 г. насчитывалось 28.820 человек. (Это говорит о том, что основная масса участников восстания –беглые крестьяне и солдаты).
В это время Некрасов с соратником Павловым идёт на Пензу. Узнав о гибели Булавина в результате измены шлёт грозное письмо казачьим старшинам: «если вы не изволите оповестить, за какую ево вину убили и его стариков не освободите, и если не будут отпущены, то мы всеми реками и собранным войском будем немедленно совокупясь к вам итти в Черкасск ради оговорки и публичного розыску» (без сомнения, интереснейший документ, лучше всего характеризующий Игната Некрасова. Прямо таки «Иду- на вы» в стиле князя Святослава).
Развернув армию, Игнат ринулся обратно на Дон, кишащий карателями и изменниками. Под его знамя стали стекаться крепостные крестьяне, работные люди воронежских верфей, канала Волга — Дон, запорожские казаки. К нему примкнули отряды атаманов Павлова, Беспалого, Чернеца, Колычева, Лоскута, Ворыча и других..
Некрасов, находясь в станице Голубинской, ждал прихода Н. Голого с отрядами повстанцев. Чтобы не допустить соединения отрядов Голого и Некрасова, В. Долгорукий и Шидловский со своими полками напали на станицу Есауловскую, а Хованский — на городок Паншин. В ожесточенном бою Некрасов потерпел поражение. Чтобы спасти участников движения от поголовного уничтожения, он с помощью обманных манёвров уводит остатки булавинцев (в сентябре 1708 г.) за Кубань. Правительство считало восстание на Дону подавленным. Однако это было только началом многолетней кровавой эпопеи.
Численность ушедших вместе со своим лидером восставших и членов их семей до сих пор является предметом яростных споров среди историков. Официальные источники царского правительства сообщали о 500-600 семействах ушедших вслед за «вором», сами восставшие говорили о более чем 40.000 человек, ушедших от карателей за кордон. Скорее всего, речь может идти о 15-20 тысячах человек включая стариков, женщин и детей.
Оказавшись на чужбине, Игнат Фёдорович вместе со своими соратниками проявил себя как уникальный организатор и умный дипломат. Перед переселенцами стояло две важнейших проблемы КАК ЖИТЬ дальше и КАК поладить с тогдашними хозяевами Кубани – крымским ханом и черкесскими князьями. Обе эти задачи были блестяще разрешены.
Разработан свод законов, основанных на русских национальных демократических традициях, традициях времён становления Руси. После смерти Игната этот свод стал называться «Заветами Игната Некрасова» и по этим заветам люди прожили вдали от Руси -245 ЛЕТ !!! Приведём выдержки из заветов атамана.
Царизму не покорятся, при царях на Русь не возвращаться.
Высшая власть — казачий круг. Участие с 18 лет.
Атаман избирается на год, если провинился — снимается раньше срока.
Решения круга для всех обязательны. За выполнением следят все.
Весь заработок отдаётся в войсковую казну. Из неё каждый получает на руки 2/3 заработка, а 1/3 идёт в «кош», т.е –общественные нужды.
Кош делится на три равные доли: 1 доля — войско и вооружение, 2 доля-школа и церковь, 3 доля-помощь вдовам, сиротам, старикам и прочим нуждающимся.
Муж жену не обижает. Жена с разрешения Круга может уйти от нерадивого мужа, а мужа – наказывают.
За разбой, грабёж, убийство — по решению Круга –смерть.
Шинков, кабаков в станице – не держать.
Если спутался с турками – смерть.
За нарушение атаманом заветов Игната — наказать и отстранить от атаманства. Если после
наказания атаман не благодарит Круг за «науку» — высечь его повторно и объявить бунтовщиком.
Атаманство может быть лишь три года — власть портит человека.
В станицах — тюрем не держать.
Виновность за любое преступление — определяет Круг.
Чтобы церквы не закрывались в Турции;
Чтобы звон не запрещался;
Чтобы с турками мы не соединялись;
Чтобы мы не женились на мусульманках;
Чтобы салтан против нашей воли казакох на службу не брал;
Чтобы на войне с Расеей мы в своих не стреляли, а палили через головы.
Женщина – мать, ее защищает круг;
Чтобы попох от Никона не принимали на службу;
Попа, не сполняющего заветы, можно убить, как еретика;
Шинкох в станице не держать;
Чтобы казаки лавок не держали, купцами не были…
Чтобы по одному никуда не отлучались из Войска;
Чтоб казак на казака не работал;
Чтобы каждый рукомесло имел, трудился;
Чтобы молодые почитали старших…
Всего «Заветы Игната» включали более 170 статей занесённых в рукописную книгу. К
сожалению, в ходе бесконечных войн и переселений этот уникальный документ русского
народовластия был утерян.
На дипломатическом поприще атаману тоже удалось добиться крупного успеха – крымский хан,
а затем и турецкий султан предоставили казакам особые привилегии (боевые качества русичей
были хорошо им известны).
1) предоставление казакам практически полной свободы в вопросах внутренней организации Казачьего войска(что не снилось т.н. «имперским казакам»);
2) предоставление им права и реальной возможности свободного и беспрепятственного отправления культа;
3) признание их равноправного статуса как крымскоподданных наряду с мусульманским населением;
4) снабжение казаков в военное время оружием, провиантом и т.п..
Ответные обязательства казаков по отношению к хану и султану не выходили за рамки традиционной казачьей жизни — охрана границ, несение караульной и сторожевой службы, участие в военных походах в качестве автономной боевой единицы.
Уладив дела и упорядочив жизнь общины, Игнат Некрасов перешёл к откровенной МЕСТИ за смерть товарищей и соратников, за изведение царизмом Русской Воли.
Собрав силы, Игнат Некрасов в 1711 г. с большим конным отрядом пошел в Саратовскую и Пензенскую губернии, где поднял крестьян против бояр, помещиков, воевод. Расправившись с феодалами, он ушел на Кубань. Ушли с ним и многие крестьяне этих губерний.
Такое «воровское дело» возмутило царя. Петр I приказал Казанскому и Астраханскому губернатору Апраксину наказать Некрасова. Апраксин с регулярными войсками, яицкими казаками, калмыками пришел на Кубань 29 августа 1711 г., разорил жителей Кубани и многие некрасовские городки уничтожил (что на деле являлось обычной генеральской брехнёй).
В ответ на поход Апраксина И. Некрасов в 1713 г. ходил под Харьков. Разорил многие помещичьи усадьбы, побил воевод. Не удовлетворившись этим, он подготавливал восстание на Дону. С этой целью рассылал «прелестные» (прельщающие) письма на Дон, Хопер, в Харьковскую, Пензенскую, Саратовскую, Тамбовскую губернии (прямо специалист по спецоперациям, сегодня в американской армии это дело называется Psychological Operations).
В 1715 г. Некрасов организовал отряд лазутчиков в количестве 40 человек и послал их на Дон, в украинские города под предводительством беглого крестьянина Сокина. Под видом нищих и монашествующей братии они проникали во многие губернии, распространяли письма-воззвания Некрасова, высматривали расположение царских войск, подговаривали население к побегу на Кубань.
В 1717 г. Игнат Некрасов с большим конным отрядом совершил поход на Волгу, Медведицу, Хопер. Имперский «историк» П.П. Короленко пишет: «Некрасов вымещал злобу против правительства». Во время походов на Дон Heкрасов особенно расправлялся с «домовитыми» и «старожилыми» казаками, как с изменниками булавинскому движению (страшна иудина смерть, причём имперцы как всегда не смогли защитить от мести своих шавок).
Начиная с 1720 г. Некрасов систематически высылал своих лазутчиков на Дон и в Россию.
Чтобы пресечь брожение среди населения и не допустить в Россию некрасовских посланцев, Петр I в 1720 г. издает указ, по которому лазутчики Некрасова карались смертной казнью, а с ними и те, кто их укрывал. Тех же, кто о них знал и не доносил, били кнутом, резали носы, уши и ссылали на вечное поселение в Сибирь. Против уходящих с Дона были высланы заградительные отряды. Заградотряды- это одна из любимых игрушек имперастов всех времён.
В 1727 г. И. Некрасов послал на Дон и в южные окраины России отряд лазутчиков из 200 человек. Их деятельность была настолько эффективной, что целые станицы и села поднимались и уходили на Кубань. Начиная с 1719 по 1727 г. из России бежало более 200 тысяч крепостных крестьян. А с 1727 по 1741 г. бежало 300 тысяч. Конечно, из этого числа беглых немало пришло и к некрасовцам (вот за это –низкий поклон Игнату Фёдоровичу и его безымянным героическим лазутчикам — сколько тысяч русичей спасли они от крепостного рабства!!!)
Для имперских властей существование вольных русичей-некрасовцев было просто бельмом на глазу, если не сказать хуже. Ведь имперская модель регулярного государства хороша только тогда — когда ему нет альтернативы. В противном случае — люди готовы бежать хоть в Турцию, хоть на Луну, лишь бы подальше от «мачехи Родины».
Как уже отмечалось, для достижения поставленной цели царизм использовал дипломатические акции, военные операции, шпионские мероприятия, осуществлял меры по предотвращению агитации некрасовских шпионов и побегов российских подданных на Кубань. По всей видимости, имели место попытки убийства И.Некрасова, санкционировавшиеся центральными властями. Знакомый почерк, вспомним «самоубийство» генерала Рохлина. Проблемы, связанные с разрешением «некрасовского вопроса» неоднократно рассматривались на самом высоком уровне — заседаниях Верховного Тайного Совета, Военной коллегии и пр.. Следует сказать, что «воровство» кубанских казаков, несомненно, выделялось российской стороной в особый род «антироссийских деяний», совершавшихся с территории Крымского ханства. Надо отдать должное противникам некрасовцев, сознававшим, что те всегда будут представлять собой потенциальную угрозу, причем не численностью, а своими поступками и примером процветания, в независимой общине русских людей, что делает само их существование опасным для подражания.
Сам Игнат Фёдорович погиб осенью 1737 года в возрасте 77 лет в случайной стычке с солдатами заградотяда (по другой версии — был убит царским агентом во время переговоров).
Спустя 4 года, помня заветы атамана о невозможности сотрудничества с «царской, бесовской властью», подавляющее большинство казаков переселилось на Дунай и Малую Азию образовав две независимых ветви «некрасовцев» — дунайскую и майносскую (по имени озера Мейнос).
Оставшиеся на Кубани некрасовцы были практически истреблены царскими войсками во времена Екатерины, особенно отличился «славный фельдмаршал» А.В.Суворов.
Переселившиеся в Малую Азию казаки с годами создали русскую общину прожившую среди инородцев более 200 лет и сохранивших национальную и культурную идентичность.
Демократическое устройство некрасовской общины, самоуправление, экономика, семья, быт, грамотность – все это обращало на себя внимание как иностранных, так и русских путешественников, все-таки побывавших у них.. Русский чиновник В.П. Иванов-Желудков, посетивший Майнос в 1863 году, рассказывает о необычайной честности, царившей в поселении некрасовцев, чего не скажешь о подданных «русского царя». Также интересно его свидетельство о том, что атаманы и во время своей службы несут ответственность за проступки наравне с другими членами общины: «Что атамана можно высечь и секут, это не подлежит сомнению и вовсе не выходит из ряда обыденных событий майносской жизни. Точно так же кладут ничком и точно так же заставляют поклониться в землю со словами: «Спаси Христос, что поучили!»; затем ему вручается булава, символ его власти, которую на время наказания отбирает какой-нибудь старик».
Так же отмечали аккуратные, богатые и красивые дома, наличие поголовной грамотности и собственных школ !!! Что в России появились только в начале 20 века!
В турецкой армии «Игнат-казаки» — охраняли казну и знамя султана и занимались полевой разведкой. Полковник русской армии И.П. Липранди, описывая особенности войн с турками в XIХ веке, отмечал, что если ночная цепь турок «не содержится некрасовцами, то очень легко снимать ее и даже заставать спящую. Одни только некрасовцы содержат передовую цепь столь же зорко, что и наши казаки».
Итог этой двухсотлетней истории — счастливое возращение потомков «некрасовцев» на историческую Родину, причём, с сохранение множества казачьих привилегий(!!!)
Право исповедовать свою веру было одним из условий казаков на возвращение в переговорах с представителями советского консульства в Стамбуле. Именно благодаря вере они сохранили язык, культуру, а значит — и себя. «Кто черное семя сеет, – поясняли некрасовцы, – тот разумеет. Ведь в книгах черным по белому написано. У нас в Турции, кто знал только по-турецки, тот грамотным не считался». Стоит ли говорить, что советская сторона не скупилась на обещания, лишь бы казаки не поехали в США. Однако местные власти не спешили выделять средства и место под строительство церквей. Некрасовцы написали письмо на имя Хрущева. До генерального секретаря письмо, конечно, не дошло, но уже через три дня(!!!) все разрешения были получены, и казаки приступили к возведению храмов: в поселке Новокумском – Успенского, а в Кумской долине – Троицкого, то есть тех самых приходов, которые у них оставались еще в Турции.
Во все годы проживания в СССР, несмотря на атеистическую идеологию государства, некрасовцы обязательно крестили детей, при вступлении в брак венчались (это в атеистическом-то СССР). Если кто-нибудь из их детей вступал в брак с представителями окрестного населения, непременным условием со стороны родителей-некрасовцев было требование к жениху или невесте перейти в православие «древнего благочестия». Второе поколение родившихся в России некрасовцев состоит только в смешанных браках. Таких семей сейчас чуть более шестисот. Но ведь это и было главной целью переселенцев – «не потуречиться, не замарать кровь».
Итак, господа поведём итоги-245 лет некрасовцы воевали с императорской Россией и людоедским Государством, сохраняли русскую демократию и идентичность в сердце чужой, мусульманской страны, выполнили ВСЕ «Заветы Игната» — «при царях не возвращаться на Русь», «не смешивать кровь» — вернулись на свою историческую Родину ПОБЕДИТЕЛЯМИ, с высоко поднятой головой. Есть чему поучиться у вольных русичей – господа!
П.С. Сравните вольную и сытую жизнь «некрасовцев» и рабство, пьянство и жлобство «царских казаков». Государство Российское – полностью рассчиталось со своими «защитниками» — расказачиванием и превращением «царских казаков» — в толпу никчёмных ряженых клоунов, умеющих только скулить и писать жалобные челобитные в Кремль.
Иван Поморцев, АНП