Отсутствие проекта означает не только отсутствие оценки воздействия на окружающую среду, но и отсутствие технических решений и сметной стоимости, что делает какой-либо контроль за данным проектом невозможным. В июне строители, расчищая площадку, вырубили несколько гектаров леса, где, как оказалось, основной породой была лапина крылоплодная — вид дерева с очень небольшим ареалом распространения, внесенный в Красную книгу РФ.
А уничтожение, тем более массовое, видов, внесенных в Красную книгу, — это уже уголовное преступление, а не административное правонарушение. Неспроста из поля зрения быстро исчез составленный о нарушении акт, подписанный в том числе и строителями. РАО «РЖД» и Росприроднадзор теперь пытаются всеми силами доказать, что краснокнижные виды в рубку не попали. Основной ущерб в случае строительства совмещенной дороги ожидается для растений — Сочинский национальный парк является самой богатой в России территорией по растительному разнообразию, многие виды обитают только здесь — и нигде больше на земле. Пострадают и животные, так как участок между северным порталом первого тоннеля и началом второго на протяжении многих лет является основным местом размножения оленя, косули, дикого кабана.
В скальном участке горы Дзыхра расположено не менее семи медвежьих берлог, в том числе три в дуплах, что большая редкость для Кавказа. Трасса рассекает два основных миграционных пути медведей и копытных, проходящих из Абхазии на правобережье реки Мзымты и хребет Алек. В реке Мзымте и притоках, впадающих с левой стороны, ежегодно отмечалось обитание 3-5 кавказских выдр (Красная книга РФ). От 17 км и выше будут разрушены места обитания немногочисленной — до 30 особей — лесной группировки кавказской серны. Под угрозу попадает семья рысей, 3-4 особи. Однако наибольшие риски связаны с геологическим строением этой части долины реки Мзымты. Мало кто из путешествующих в Красную Поляну обращает внимание на высокую бетонную стену между первым и вторым тоннелями на правом берегу Мзымты, за которой просматривается постоянно осыпающийся крутой скалистый склон. Это камнепадный оползень-обвал, развивающийся по тектонически ослабленной зоне, поэтому стабилизировать его невозможно.
Такого рода тектонически разрывные нарушения есть и на другой стороне Мзымты, как раз там, где строители планируют строить дорогу. Динамическое воздействие на неустойчивый склон взрывными работами может вызвать образование аналогичного камнепадного оползня-обвала. Поскольку склон на этом берегу Мзымты является более крутым и пока еще не нарушенным строительными работами, объема каменного и оползневого материала может оказаться достаточно для перекрытия Мзымты.
В этом случае возможен катастрофический сценарий развития ситуации с формированием такого селевого потока, который полностью разрушит значительную часть Адлера, в том числе аэропорт. Другим фактором риска является распространение карбонатного карста и подземных многокилометровых карстовых систем. Карбонатный карст Западного Кавказа — это своего рода вертикальный лабиринт из естественных шахт и пещер-пропастей, представленный крупнейшими в мире знаменитыми спелеологическими объектами — шахтой Парящая Птица на Фиште, Осенней на хребте Алек, Снежной на отрогах Бзыбского хребта и многими другими. Гидрогеологами прослежено, что атмосферные осадки, выпадая в карстовых водосборах таких систем через никому не известные пути миграции под землей, разгружаются в виде источников под уровнем моря. Водопритоки в таких системах во время ливней сопоставимы и даже могут превышать расход Мзымты, т. е. пройдет ливень где-то в горах, и в тоннель может ворваться река, по мощности превышающая Мзымту.
Встретили строители такую систему — и о дальнейшей проходке тоннеля можно забыть. Тем более что сейчас вообще не ясно, сможет ли работать доставленная с помпой в Сочи тоннелепрокладочная машина — ведь при перевозке к началу планируемого тоннеля местные умельцы сначала разрезали, а потом сварили нож, который, собственно, и режет грунт, а потому должен быть очень точно сбалансирован и отцентрован. При изучении обосновывающих дорогу материалов выяснилось, что решение о ее строительстве принималось исходя из прогнозов об 1 млн туристов, ежегодно посещающих Красную Поляну. Это означает единовременное нахождение в поселке и его окрестностях 100 000-120 000 отдыхающих.
Подобный прогноз абсолютно нереалистичен и не соответствует ни рекреационной емкости этой территории, ни планируемой емкости гостиничных номеров, ни мощности проектируемых очистных сооружений. Максимум, который сможет единовременно принять Красная Поляна, — 30 000 человек, но и это число в несколько раз превышает возможности горнолыжных склонов и трасс. Даже при таком числе отдыхающих население поселка должно увеличиться в несколько раз — с нынешних 3000 до 15 000-20 000 жителей. Все, кто бывал в Красной Поляне, понимают, что предполагавшееся количество народа может там поместиться разве что в больном воображении. Другой проблемой, вскрывшейся в ходе исследований весной — летом этого года, стали выходы геохимических аномалий — ртути, свинца, кадмия и урана, о которых строителям ничего не известно.
Крупных месторождений в этом районе нет, а вот мелких выходов оказалось предостаточно. То есть, в принципе, строить на этой территории можно, но до начала работ необходимо точно обозначить на местности все участки повышенного геохимического фона токсичных элементов, которые надо обходить при строительстве и движении техники по площадкам. Примечательно, что наблюдается существенное расхождение между геологическими картами Министерства природных ресурсов и экологии России, имеющихся во Всероссийском геологическом фонде, где, несмотря на мелкий масштаб (1:200 000), показано, что в этом районе имеются многочисленные аномалии, и картами, которые обосновывали территориальный генеральный план развития пос. Красная Поляна масштаба 1:10 000, где ни одной аномалии не показано. Но ведь именно этими крупномасштабными картами пользуются проектировщики и строители.
Кому потребовалось скрывать эту столь необходимую для безопасности людей информацию? Вдобавок к реальным природным проблемам в подготовке к Олимпиаде появились и искусственно созданные, а именно единогласное принятие генерального плана развития Сочи депутатами городского собрания. Как будто не было многочисленных международных миссий, направляемых для оценки угрозы объекту Всемирного природного наследия «Западный Кавказ», как будто не было совещания у Владимира Путина, принявшего решение о переносе ряда объектов, создававших эту самую угрозу. Ничуть не смущаясь, депутаты городского собрания решили изъять из Сочинского национального парка 8000 га, а также проложить дороги через Кавказский государственный биосферный заповедник. Иначе как провокацией против подготовки к Олимпиаде это решение назвать нельзя.
Не свидетельствует ли это о том, что аргументы сторонников возвращения Сочи в прямое федеральное подчинение не лишены смысла, по крайней мере на период подготовки и проведения Олимпийских игр? Сейчас совершенно очевидно, что при решении о выборе места проведения Олимпиады принципиально важные риски не были оценены, что при продолжении ведущихся работ неизбежно приведет к катастрофам. Чтобы их избежать, наилучшим выходом представляется отказ от освоения новых территорий, где это только возможно, включая строительство совмещенной дороги Адлер — Красная Поляна (заменив ее, например, реконструкцией старой дороги на Красную Поляну по правому берегу Мзымты), проведение натурных обследований территорий, непосредственно задействованных в проведении Игр, с нанесением на карту всех имеющихся аномалий токсичных и радиоактивных элементов и жесткий контроль за производственными работами, чтобы не допустить их дальнейшего вскрытия.
Авторы: директор Всемирного фонда дикой природы (WWF), академик РАЕН Игорь Честин; доктор геолого-минералогических наук, член-корреспондент РЭА Сергей Волков; профессор, доктор биологических наук Анатолий Кудактин.
ruscenter.info