Есть и жизненно важный вопрос, касающийся безопасности и здоровья граждан. Альтернативой попавшим в немилость лампам накаливания являются так называемые энергосберегающие лампы, в первую очередь люминесцентные. Наличие ртути и других токсичных веществ в энергосберегающих лампах неизбежно порождает проблему утилизации. Такую лампу, в отличие от лампы накаливания, нельзя просто выбросить. Как известно, с молчаливого согласия государства была уничтожена Единая Энергетическая Система страны, а генерирующие компании приватизированы. Потребители электроэнергии — компании или частные лица, тоже, как правило, частные собственники.
Главная задача любого капиталистического предприятия — это получение прибыли за счет увеличения сбыта и установления максимально возможных цен. Цены на электроэнергию уже запредельные, включают так называемую «инвестиционную составляющую» и постоянно повышаются. При этом часть энергомощностей недогружена. В этой ситуации, раз уж в России нынче капитализм, частный собственник генерирующего предприятия кровно заинтересован в росте потребления электроэнергии.
И это личное дело частных лиц — покупателей электроэнергии — сколько тратить на её приобретение по действующим тарифам. Попытка государства вмешаться в этот процесс была бы логична, будь на дворе торжество «развитого социализма» с его запретами, ограничениями и заботой о «благе трудящихся».
Иначе получается, что мы всё-таки решили «сделать Кафку былью». По такой логике следующим за лампами накаливания должен стать запрет на потребление молока — не больше 300 грамм в месяц, количество приобретаемых в год носков и зубной пасты, поскольку на их производство тоже тратятся ресурсы. А отсюда до военного коммунизма и создания Министерства по контролю потребления — один шаг. Но тогда надо объявить народу, что в России не капитализм, а капсосизм — смесь капитализма с социализмом.
Дословно Дмитрий Медведев на расширенном заседании президиума Государственного совета по вопросу повышения энергоэффективности российской экономики 2 июля 2009 года сказал следующее: «В ряде случаев нам придётся просто вводить запреты на ту или иную деятельность. Например, запрет на оборот ламп накаливания. Это революционная штука — организовать систему контроля за оборотом ламп накаливания». А Госдума незадолго до этого приняла в первом чтении Федеральный закон «Об энергосбережении и повышении энергетической эффективности».
Кто присоветовал Президенту России заниматься «революционными штуками» в стране победившего капитализма и частной собственности? Понимает ли этот советчик опасность предложенного пути? Игра в капитализм по коммунистическим правилам не сулит ничего хорошего ни власти, ни народу, ни бизнесу. Здесь вам не Китай, а Россия. В заявлении Дмитрия Медведева содержится и ещё одна мина замедленного действия, на которую почему-то пока никто не захотел обращать внимание: «…в результате использования также устаревших осветительных приборов зачастую съедают просто гигантские объёмы… В конечном счёте всё это бьёт не только по муниципальным и региональным бюджетам, но и по кошельку отдельных граждан, а те социальные компенсации, которые мы вынуждены выплачивать гражданам, в итоге ложатся и на бюджеты всех уровней».
Из сказанного следует, что нищающее благодаря кризису население будет вынуждено не только покупать дорогущие энергосберегающие лампы вместо дешевых ламп накаливания, но и менять все осветительные приборы в своих домах и квартирах. Ибо на упаковке любой энергосберегающей лампы чётко написано: «Использовать только на оборудовании, которому соответствует данный тип лампы». Понятно, что для кого-то это будет настоящий Клондайк, но для 99% российских граждан выбор окажется прост — или сидеть без света, или опустошать и без того тощий кошелек.
Есть и жизненно важный вопрос, касающийся безопасности и здоровья граждан. Альтернативой попавшим в немилость лампам накаливания являются так называемые энергосберегающие лампы, в первую очередь люминесцентные. Люминесцентные лампы являются газоразрядными приспособлениями. На внутреннюю поверхность люминесцентной лампы нанесен плотный слой бесцветных кристаллов люминофора, придающий ей белый (молочный) цвет. Из трубки откачан воздух, впущено немного аргона и ртути, которая при разогревании электродов превращается в ртутный пар, заполняющий всю трубку.
Примесь аргона нужна для лучшего использования электрической энергии в разряде, свечение же разряда в основном определяется ртутью. Такие лампы действительно отличаются высокой световой отдачей, долговечностью и экономят электроэнергию. Но!
Наличие ртути и других токсичных веществ в энергосберегающих лампах неизбежно порождает проблему утилизации. Такую лампу, в отличие от лампы накаливания, нельзя просто выбросить. Более того, чтобы эти лампы не приносили вреда, их надо регулярно осматривать, а лампы с истекшим сроком годности — утилизировать, что очень сложно и дорого, так как их надо вывозить на специальные полигоны. Очень малое количество предприятий, учебных и общественных заведений могут позволить себе делать это регулярно. Поэтому уже сейчас люминесцентные лампы, как правило, используются дольше срока годности, что приводит к увеличению их вредного воздействия на человеческий организм.
Легко представить, что произойдет в случае массовой и срочной замены ламп накаливания на энергосберегающие в жилом секторе. Запрет на продажу ламп накаливания вынудит покупать ртутьсодержащие светильники всех — и ответственных, и совсем безответственных граждан. А затем лампы со ртутью полетят в мусоропроводы многоэтажек, мусорные контейнеры на улицах, и жизнь в городах России превратится в химический ад.
Надеяться на то, что 100% населения будет исправно выбрасывать токсичные отходы в специально придуманные ящики — по меньшей мере наивно. А пары ртути, как должно быть всем известно — чрезвычайно ядовиты. Ртуть не выводится из организма и смертельно опасна. Кто же присоветовал всё это Президенту?
Дмитрий Васильев, главный редактор Food-n-Goods