«Введение нового налога на недвижимость упирается в главный вопрос — пострадают ли малоимущие и действительно ли система будет справедливой.» Чиновники успокаивают, говоря о «большом подготовительном периоде», во время которого предстоит создать единую базу объектов недвижимости и создать «с нуля» систему и методику оценки стоимости квартир и домов.
Второй аргумент правительства – налог в целом не станет выше для всех, он лишь «уравновесит» поступления в бюджет за счет того, что богатые будут платить намного больше, а бедные – меньше. «Аргумент понятен и логичен, — говорит ВЗГЛЯДу аналитик консалтинговой компании ТТМ Олег Нестеренко. – Сейчас владельцы квартир в 200-300 метров на Остоженке и малогабариток в «хрущевках» платят одинаково мало, что, конечно, неправильно.
К тому же сейчас при расчете налога оценка недвижимости производится исходя из балансовой стоимости, которую утверждает БТИ. Получаются копейки. Новый налог хотят оценивать по рыночной стоимости. Это пугает, так как категория рынка не является константой, в отличие от неповоротливости бюрократии». Замминистра финансов Сергей Шаталов пытался недавно успокоить россиян, сказав в интервью газете «Известия», что «в панику впадать рано, так как новый налог не то что в 2010-м, но и в 2011-м не появится».
«Мы не имеем еще единой информационной базы объектов недвижимости, нет реестра собственников, не выработаны даже на уровне методологии правила оценки стоимости недвижимости», — говорит он. «Наши граждане не приучены доверять чиновникам и любое сказанное ими в успокоение слово воспринимается прямо противоположным образом, — говорит ВЗГЛЯДу директор компании «Волков и партнеры» Евгений Мигунов. – Это тоже объяснимо, так как государство и гражданин находятся по разные стороны баррикад, и цели их никогда не совпадут. Есть и опыт прошлых лет.
Есть сегодняшний кризисный период с недостатком внимания к интересам граждан». В Минфине газете ВЗГЛЯД сообщили, что налог на недвижимость относится к местным, и поэтому его величину будет определять региональные власти. Предположительно, налог будет находиться в диапазоне от 0,5 до 1,5% от рыночной цены. Вопрос в том, что считать таковой и насколько правильно на нее ориентироваться – сегодня метр стоит сто рублей, а завтра – три тысячи.. Например, сегодня БТИ в оценке жилья исходит из его состояния – чем лучше, тем – дороже.
В случае перехода на рыночную стоимость будут важно количество квадратных метров и местоположение дома-квартиры. В зависимости от престижности владения одна и та же жилплощадь в налоговом зачете будете различаться в разы. Это сразу выводит на первый план проблему пенсионеров, живущих в больших квартирах и не имеющих возможности платить что-то сверх коммунальных расходов. В эту же категорию попадут и наследники. «Если вторить заверениям правительства о «справедливом» налоге против владельцев дорогого жилья, то непонятно, как это соотносится с пенсионерами, — говорит аналитик Института развития градостроительных проектов Антон Круглицкий. — Власти Москвы, например, давно вынашивали планы выживания несостоятельных владельцев жилья из центра города под самыми разными предлогами.
Пока эти попытки успешными не были. Новый налог «поможет». Согласно данным газеты ВЗГЛЯД, сегодня только в ЦАО Москвы проживает порядка 250-280 тыс. семей, владеющих достаточно большими площадями и нежелающими по разным причинам с ними расставаться. В Минфине говорят, что категория оценки будет основана на так называемом принципе «массовой оценки недвижимости», которая будет учитывать местоположение объекта и его состояние. На сегодняшний день такой методологии нет.
«Этот принцип также «хромает на обе ноги», что и любые другие, — говорит Евгений Мигунов. – Любой усредненный принцип не учитывает особенностей жилья, что, на самом деле, и формирует его продажную цену. Второй момент – кто будет оценивать, что в российских условиях не менее важно вопроса «как оценивать». Чиновники говорят о возможности оспорить оценку. Но это уже из разряда ненаучной фантастики, учитывая нашу бюрократию». Говорят сейчас в правительстве и о возможности введения разного рода льгот для тех, кто не имеет возможности платить новый – дорогой – налог на свое жилье.
На этот счет у аналитиков есть 3 мнения. Первое – такого быть не может, т.к. это чистой воды популизм и успокоение народа. Второе – российский опыт введения льгот оборачивается тем, что на них в конечном итоге могут претендовать почти все, как это наблюдается с очередниками на жилье. Третье – льготы означают введение налога «не для всех», что сводит на нет его эффективность. Помощник президента Аркадий Дворкович допускает возможность введения так называемого «необлагаемого минимума жилплощади», например, в 20 квадратных метров.
Все, что выше – то и подлежит оплате. Есть идея освободить от налога пенсионеров, инвалидов, многодетные семьи и тех граждан, которые зарабатывают на уровне прожиточного минимума, чтобы не «нагнетать социальную напряженность». Есть у экспертов Минфина и вариант «плавающего налога» — например, с жилья стоимостью до 3 млн. рублей будут брать 0,5% в год, от 3 до 5 млн. рублей — 1%. Все, что дороже, обойдется собственникам в 1,5-2%.
Таким образом, нетрудно подсчитать, что владельцу скромной панельной квартиры площадью в 50-55 квадратных метров придется платить государству от 15 до 40 тыс. рублей в год. «Трудно говорить о том, чего еще нет и даже не ясно, как будет сделано,
— говорит Антон Круглицкий.
– Создать равновесную систему налога на жилье очень сложно, тем более в такие сжатые сроки. Это чревато крупными проблемами в будущем. Еще один момент
– в корне неверно утверждение многих политиков и экономистов, которые считают, что владельцы квартир, которые не в состоянии платить за него большой налог, будут переезжать в маленькие квартирки на окраине или продавать их, и цены на жилье снизятся еще больше.
Наоборот, это спровоцирует резкий рост на малогабаритные квартиры, которые «потянут» вверх цены и на более дорогие апартаменты». «Не исключено, что с налогом на недвижимость повторится та же история, что и с земельным, — считает эксперт компании A-RealEstate Ольга Лобанова. – Государство переоценило земли по реальной стоимости, и в результате для предприятий платежи выросли в 30-50 раз и суды оказались завалены исками». По мнению многих независимых аналитиков, разработать полный комплекс мероприятий по введению нового налога за год-полтора просто невозможно.
Только для полной инвентаризации всего жилого фонда страны придется нанять армию квалифицированных оценщиков, которых нет в принципе на рынке. Эксперты считают, что только эта процедура займет 4-6 лет и будет стоить бюджету десятки миллиардов рублей. С другой стороны, практически никто не отрицает необходимости реформирования налоговой системы оплаты жилья, так как существующая также вызывает множество нареканий бедной части населения, вынужденной платить столько же, сколько и более богатая. Вопрос только в том, пострадают ли малоимущие и действительно ли система будет справедливой. Налог на недвижимость в том или ином виде существует почти во всех странах.
В некоторых от него полностью освобождены владельцы загородного жилья. Кроме того, действует простое правило: если в собственности у семьи находится только одна квартира, то за нее платить вообще не требуется, либо величина налога незначительна
– не более 0,1-0,2%. В США размер налога зависит от состояния дома, местоположения и использования. Ставка налога варьируется в зависимости от города. Например, в Нью-Йорке он составляет 11,5%, в Чикаго
— 6%, в Лос-Анджелесе — 1%. Датчане платят 2,4% в год. Норвежцы
– 2,1%. В Германии налог зависит от типа объекта, его площади и местности. Порядок различается от земель, но в среднем находится в «вилке» от 0,5 до 1,5%. Во Франции платят 2 налога — на недвижимость, который выплачивает собственник недвижимости и налог на проживание, который оплачивается непосредственно тем, кто живет на данной жилплощади.
Автор Павел Огородников
Ничего уже не удивляет...