— Мы собрали около 1000 случаев размещения госзаказа в Интернете с намеренными ошибками, — рассказал «КП» Иван Бегтин, эксперт по госзакупкам и основатель портала «открытая госинформация» (opengovdata.ru). — Русские буквы «Р», «О», «А», «Н», «Е» имеют латинский аналог, пишущийся точно так же. Для глаза неотличимо, зато, если заменить в слове «автомобиль» первую букву «А» с русской на латинскую, это слово уже не будет находиться ни через «Яндекс», ни через «Гугл», ни через специализированную поисковую машину. В итоге честный бизнесмен, продающий машины, ни за что не узнает о конкурсе и не предложит более выгодные условия.
Бюрократу это и нужно: аукцион уже выигран своим поставщиком, который и на откат не поскупится. — Фактически поисковые системы могут увидеть только 5% госзакупок, — рассказывает Бегтин, — таковы технологии. Например, на официальном сайте zakupki.gov.ru ограничены возможности по поиску внутри описания закупки.
Зная это, чиновники формулируют название тендера обезличенно. Что-то вроде: поставка для нужд ведомства. Детали госзакупки — во вложенном файле, который еще не каждый сумеет открыть… Иван Бегтин рассказывает и о более изощренном способе обойти закон: чтобы отсечь нежелательных поставщиков, чиновники выкладывают на сайте не электронный текст заявки, а фотокопию бумажной версии, с которой невозможно работать ни в каких офисных компьютерных программах. Таким образом, явное преимущество на конкурсе получает тот, у кого есть электронная версия заявки, — свой поставщик.
Автор Андрей Лавров