anvictory.org » Новости » Как и почему сворачивается финансирование нацпроектов

Как и почему сворачивается финансирование нацпроектов

В результате реорганизации правительства ликвидирован департамент по реализации нацпроектов. Приоритетные проекты разбросали по отраслевым департаментам: «Доступное жильё» достался новообразованному департаменту промышленности и инфраструктуры, «Развитие сельского хозяйства» – департаменту агропромышленного комплекса, «Образование» – департаменту культуры и образования, «Здоровье» – департаменту социального развития и охраны окружающей среды. Чиновники поспешили заверить, что останавливать работу по этим направлениям не будут, а ведомство упразднили исключительно «в целях улучшения обеспечения деятельности».

В результате реорганизации правительства ликвидирован департамент по реализации нацпроектов. Приоритетные проекты разбросали по отраслевым департаментам: «Доступное жильё» достался новообразованному департаменту промышленности и инфраструктуры, «Развитие сельского хозяйства» – департаменту агропромышленного комплекса, «Образование» – департаменту культуры и образования, «Здоровье» – департаменту социального развития и охраны окружающей среды. Чиновники поспешили заверить, что останавливать работу по этим направлениям не будут, а ведомство упразднили исключительно «в целях улучшения обеспечения деятельности».

«Первичный мотив этого решения связан с необходимостью сокращения аппарата правительства для оптимизации расходов, – полагает замдиректора НИИ социальных систем при МГУ Дмитрий Бадовский. – Но понятно, что это вещь знаковая». Впрочем, закрытие департамента по реализации нацпроектов эксперты предрекали ещё несколько месяцев назад. Дело в том, что он уже два месяца как функционирует без руководителя. В начале января его глава Борис Ковальчук подал заявление об уходе по собственному желанию. Тогда высказывались различные предположения о мотивах этой отставки, в том числе и об интригах в верхушке власти. Но как показали события минувшей недели, отставка Ковальчука была лишь прелюдией к ликвидации самого департамента.
 
По мнению Бадовского, уход Ковальчука не должен сказаться на реализации нацпроектов. «В самой системе департамент играл не столь важную роль, – объясняет эксперт. – Всё-таки главным политическим органом, принимающим решения, как был, так и остаётся совет по нацпроектам при президенте». Департамент в своё время создавался как собственный аппарат вице-премьера Дмитрия Медведева в аппарате правительства. В нынешней ситуации, как полагает эксперт, нет нужды в его сохранении.
 
Но данное событие имеет и «второе дно». Во властных кругах эту малозаметную реорганизацию восприняли как сигнал к сворачиванию нацпроектов.
 
«Речь идёт о фактическом конце реализации нацпроектов, – говорит ведущий эксперт Центра политической конъюнктуры Павел Салин. – По большому счёту это хвост «тучных нулевых», когда денег было много и контроль за их расходом, мягко говоря, был не совсем пристальным. А сейчас, когда ситуация с деньгами гораздо хуже и скорее всего к концу следующего года закончатся резервы, такой роскоши, как нацпроекты, Россия себе позволить не может».
 
Да и сами нацпроекты в условиях кризиса начали пробуксовывать. В феврале несколько крупных российских регионов столкнулись с нехваткой средств на реализацию ПНП. Среди проблемных регионов – Санкт-Петербург и Ленинградская область, Екатеринбург, Красноярск, Татарстан, Ханты-Мансийский округ. Заметим, что в данном перечне отнюдь не регионы-аутсайдеры. Так, в Екатеринбурге мэр Аркадий Чернецкий заявил, что его город может прекратить работу над нацпроектами «Образование» и «Здоровье» из-за отсутствия средств. А на прошлой неделе из Ханты-Мансийского округа пришло сообщение о сокращении расходов на реализацию нацпроекта «Доступное жильё».
 
 С проектом «Доступное жильё» вообще огромные проблемы. На местах признают, что сейчас речь идёт лишь о достройке уже начатых объектов. Что касается проектируемого фонда, то его возведение отложат до лучших времён.
 
В то же время руководство страны уверяет, что сворачивать нацпроекты никто не собирается. «Приоритетное финансирование национальных проектов будет обеспечено, как мы и договаривались ранее», – заявил Владимир Путин в конце февраля на заседании по реализации приоритетных нацпроектов и демографической политике.
 
«Это нужно воспринимать как обещание того, что государство не откажется от своих нынешних социальных обязательств, – полагает Салин. – Очевидно, в условиях кризиса придётся урезать социальные расходы. Но это будет постепенный и длительный процесс. Сначала в Ханты-Мансийске урежут, потом, скажем, во Владивостоке и так далее. Объявление на федеральном уровне, к примеру, о 30-процентном снижении расходов повлечёт за собой политические риски».
 
Но «ужимать» нацпроекты собираются и на федеральном уровне. «В новом проекте бюджета урезаются статьи по поддержке высоких технологий, в рамках проекта «Образование» резко сокращаются гранты вузов, а это самая большая статья расходов», – рассказывает научный руководитель Центра социальной политики Института экономики РАН Евгений Гонтмахер.
 
Собственно говоря, уход нацпроектов на второй план начался даже не с наступлением кризиса. Фактически после избрания Дмитрия Медведева президентом об ПНП стали говорили всё реже. Произошло то, что эксперты назвали сворачиванием интереса к нацпроектам. Теперь не исключено, что будут свёрнуты сами проекты.
 
«Конечно, нацпроекты дали позитивный эффект в плане рождаемости, жилищного строительства и так далее, однако всех этих целей можно достигнуть и в результате обычной работы правительства, – говорит Салин. – Более рационально вкладывать деньги в рамках отраслевого развития, там хотя бы контроль жёстче. Когда идёт «стройка века», на первое место выходят производственные показатели, а не эффективность расходования средств».
 
Евгений Гонтмахер прогнозирует переход от нацпроектов к государственным программам. Эту идею предложил нынешний премьер Владимир Путин вскоре после президентских выборов. Однако сразу она реализована не была: по всей видимости, в правительстве посчитали, что пиаровский ресурс нацпроектов можно ещё использовать. Для перехода от нацпроектов к госпрограммам, как полагает Гонтмахер, всё готово. «Проблема только с проектом «Здоровье», – говорит профессор. – Есть федеральные целевые программы по развитию образования, сельского хозяйства, жилищной сферы. Эти темы могут закрыть. В сфере здравоохранения нет такой всеобъемлющей программы, а есть только отдельные программы по борьбе с социально значимыми заболеваниями и тому подобное. Целостного развития системы они не предусматривают».
 
А вот Дмитрий Бадовский не согласен с тем, что нацпроекты пора списывать на свалку истории: о достижении успеха в обозначенных приоритетных сферах говорить пока не приходится, ведь, по сути, ликвидированы лишь наиболее острые проблемы. Доступное жильё является одним из необходимых условий для формирования полноценного среднего класса. А эта задача неоднократно объявлялась первыми лицами государства одной из стратегических. «С точки зрения кризиса жилищный проект имеет огромное значение, – добавляет эксперт. – Он может стать рычагом для запуска экономики». Есть над чем работать и в области сельского хозяйства. «Сейчас Россия чрезмерно зависит от импорта продовольствия, – продолжает Бадовский. – Продовольственная безопасность, о которой так много говорят, так и не была достигнута». Проект «Образование» имеет ключевое значение для другой стратегической цели – перевода экономики на инновационные рельсы. Без образованных кадров реализация амбициозных планов невозможна.
 
«Все эти вопросы не стали менее важными, – считает эксперт. – Нацпроекты нуждаются в перезапуске с новой повесткой и новыми задачами. Возможно, стоит увеличить их количество, включив в сферу государственного внимания малый бизнес, энергоэффективность, построение информационного общества – словом, необходимых для развития страны направлений. Как показала практика, именно проектный принцип оказывается наиболее эффективным с точки зрения результата».
 
Согласятся ли с мнением эксперта чиновники – большой вопрос. Особенно в условиях кризиса. Как шутят в кулуарах Белого дома, в России сейчас появился пятый национальный проект – борьба с кризисом. Экономить чиновники стараются на всём, вплоть до туалетной бумаги, о чём с радостью рапортуют чуть ли не ежедневно. Подобные реляции руководством воспринимаются благосклонно, что стимулирует подчинённых на новые смелые эксперименты по сокращению расходов. В этих условиях шансы на получение средств, пусть даже для самых нужных дел, с каждым днём становятся всё призрачнее.

Справка

Программа приоритетных национальных проектов — «инвестиций в человека» – была сформулирована Владимиром Путиным в 2005 году. В качестве приоритетных направлений были выбраны четыре сферы: здравоохранение, образование, жильё и сельское хозяйство. Реализация программы началась в 2006 году, и её куратором в правительстве стал первый вице-премьер Дмитрий Медведев. В первый год программы на её реализацию было потрачено порядка 176 млрд. рублей, без учёта кредитов, госгарантий и т.п. В 2007 году – 256,5 млрд. рублей. Точных данных за прошлый год пока нет, правительством было обещано 330 миллиардов. На текущий год в бюджете, одобренном прошлой осенью, под нацпроекты заложено 234 млрд. рублей. Однако необходимо учитывать, что расходные статьи бюджета сейчас сильно пересмотрены, так что какая цифра получится в итоге, прогнозировать затруднительно.

Комментарии

Оставьте комментарий