anvictory.org » Новости » Американо-российские отношения: а будет ли перезагрузка?

Американо-российские отношения: а будет ли перезагрузка?

Одна из причин в том, что, как заявил Байден, США собираются достроить глобальную систему ПРО в Европе. Он заметил, что при этом они будут советоваться по этому вопросу с НАТО и Россией. Как это будет происходить, известно. Предыдущая администрация Вашингтона тоже регулярно «советовалась» с Москвой по поводу своей европейской ПРО, но не меняла принципиального решения разместить в Польше (для начала – Н.П.) десять противоракет, а в Чехии высокочастотный радар. В российской столице этот шаг считали и продолжают считать угрозой своему стратегическому потенциалу сдерживания, дислоцированному в центральной европейской части страны.

 

И те предложения, которые до сих пор делались российской стороне по «совместному участию» в создании американской системы ПРО в Восточной Европе, энтузиазма у отечественных специалистов не вызывали. Только протест. Обращают внимание эксперты и на тот момент, что в речи вице-президента США на Мюнхенской конференции, судя по сообщениям информационных агентств, ни слова не было сказано о перспективах заключения нового договора о сокращении стратегических наступательных вооружений и ядерного потенциала двух стран, а также контроля над ними. Взамен или в продолжение заканчивающегося в декабре 2009 года Договора СНВ-1.

 

Отсюда вывод, что новая американская администрация еще не выработала четкой позиции по этому поводу. А тот «вброс» информации, что прозвучал в английской газете The Times о готовности Вашингтона сократить вместе с Москвой свои ядерные потенциалы на 80 процентов, до 1000 боеголовок, пока не получил никакого официального подтверждения. На это обратил внимание и министр иностранных дел России Сергей Лавров в своем субботнем интервью программе «Вести». «Я об этом не слышал, — сказал он, — и официальные лица не подтверждают никаких цифровых показателей».

 

Между тем министр иностранных дел Великобритании Дэвид Милибэнд выступил накануне Мюнхенской конференции в расположенном в Лондоне Международном институте стратегических исследований (IISS), где презентовал новый директивный документ в области внешней политики Соединенного Королевства. Документ озаглавлен «Устранение ядерной тени: создание условий для ликвидации ядерного оружия».

 

По своей сути доклад Милибэнда развил и детализировал те идеи, которые изложила The Times. В чем их суть? Озвученные идеи в области внешней политики Великобритании-самого близкого союзника США выделяют три основных момента. Первый – принятие надлежащих мер по предотвращению распространения ядерного оружия в другие страны и его попадания в руки террористов в условиях расширения использования ядерных технологий для выработки электроэнергии. Не трудно догадаться, что здесь содержится прямой намек на Тегеран, который отстаивает свое право на разработку ядерных материалов, якобы, для обеспечения развития своей ядерной электроэнергетики.

 

А на самом деле, как подозревают правительства многих западных стран, для создания ядерного оружия, которым Иран будет угрожать не только своим соседям, но и государствам Европы, а так же США. Милибэнд предлагает принимать очень жесткие международные меры против всех, кто нарушает режим распространения. Вторым условием приближения к безъядерному миру, по мнению Лондона, должно стать максимальное сокращение ядерных арсеналов всех имеющих это оружие стран и выработка правовых рамок, обеспечивающих жесткие и проверяемые ограничения на ядерное оружие.

 

Реализация этой меры, считают в английском МИДе, предусматривает российско-американские переговоры и достижение соглашения о значительном сокращении их ядерных арсеналов, как государств, имеющих самое большое количество подобного оружия. В тоже время, как полагает господин Милибэнд, эти переговоры должны поддержать и другие «ядерные государства» с готовностью сократить до минимума и свои запасы таких вооружений. Кроме того, Форин офис предлагает запретить любые испытания ядерного оружия.

 

С тем, чтобы ограничить возможность его развития и совершенствования. Третий пункт подразумевает поиск решения по преодолению вызовов в области обеспечения безопасности, которые возникнут на этапе сокращения ядерных арсеналов до их полной ликвидации. И в основу поиска этих решений, по мнению Милибэнда, должны лечь переговоры между пятью ведущими ядерными державами. В том числе и на международной конференции, которую можно было бы провести в Лондоне в этом году. Если мысли Милибэнда, говорят российские военные эксперты, действительно развивают неофициальное предложение Вашингтона о радикальном сокращении ядерного потенциала, то они имеют право на жизнь. Тем более, что сильно напоминают те предложения, которые когда-то сделал первый и последний президент СССР Михаил Горбачев, когда предлагал избавить мир от ядерного оружия. Но тогда эти идеи не поддержали ведущие западные страны.

 

Не факт, что они будут готовы поддержать их и сейчас. К примеру, США, в отличие от России, до сих пор не ратифицировали Договор о всеобъемлющем запрещении ядерных испытаний (ДВЗЯИ). А без этого говорить об отказе от совершенствовании ядерного оружия нереально. Так же сложно пока говорить и о сокращении ядерных арсеналов. В том числе, как якобы предлагает для США и России Вашингтон, сразу на 80 процентов. Москва, как завил в Мюнхене после встречи с вице-президентом США Джо Байденом вице-премьер России Сергей Иванов, готова к таким сокращениям.

 

Но весь вопрос в том, что именно будет включено в эти сокращения – только ядерные боеголовки, как предлагалось ранее американской стороной, или еще и носители ядерного оружия? Как будет осуществляться подсчет боеголовок – только тех, что находятся на ракетах или еще и тех, что зарезервированы на складах? И не являются ли инициативы Лондона и Вашингтона попыткой в одностороннем порядке разоружить именно Россию? Всем известно о несопоставимости ее сил общего назначения с аналогичными силами того же Вашингтона и о возможности обеспечить свою безопасность, в первую очередь, за счет ракетно-ядерного оружия. Дьявол, как говорится, кроется в деталях. Эти детали пока никак не прояснены.

 

Но, как заявил, выступая в начале декабря прошлого года перед военными атташе иностранных государств начальник Генерального штаба Вооруженных сил России генерал армии Николай Макаров, сокращение стратегических наступательных вооружений для нашей страны неразрывно связано с проблемой европейской ПРО США. Если Вашингтон не откажется от таких планов, о радикальном уменьшении стратегического ядерного потенциала говорить не приходится. Кроме того, в процессе переговоров с новой американской администрацией Москва будет настаивать на полном запрете ядерных испытаний во всех средах (то есть о ратификации Конгрессом США ДВЗЯИ), размещении ядерного оружия, в том числе и тактического, только на своей национальной территории, учет не только развернутых ядерных боезарядов, но и складированных, а также юридически обязательное выполнение взятых на себя двусторонних обязательств.

 

Никто из экспертов не дает гарантий, что Вашингтон согласиться с такими предложениями. Большинство из них сходится во мнении, что переговоры о сокращении ядерных потенциалов с демократической администрацией США будут не легче, чем с республиканской. Республиканцы в Штатах априори считаются патриотами страны, а демократам надо доказывать свой патриотизм. Они и будут стараться показать, что «святее Папы». Выступление вице-президента Джозефа Байдена на Мюнхенской конференции, считают специалисты, только подтвердило эту максиму.

 

Автор Никита Петров

Комментарии

Оставьте комментарий