Принуждение к аскетизму — таким методом Минюст решил бороться с должниками. Ведомство намерено узаконить принудительную продажу жилья таких граждан, даже если оно единственное. Взамен им дадут другое — более скромное. Может даже из этого рейтинга жилищных развалюх.
Министерство юстиции РФ подготовило законопроект, позволяющий взыскивать в счет долга единственное жилье. Документ в настоящее время проходит стадию общественного обсуждения и уже вызвал значительный резонанс, поскольку на первый взгляд противоречит статье 40 Конституции, гарантирующей гражданам России право на жилище. DW разобралась с помощью юристов в деталях законопроекта и выяснила, какими последствиями чревато нововведение.
Кому уготован «переезд»
Законопроект предусматривает, что взыскание может быть обращено на единственное жилье при соблюдении ряда условий. Как говорится в разъяснениях Минюста, опубликованных на его сайте, «размер жилья должен превышать двукратную норму предоставления жилплощади, установленную в соответствии с законодательством РФ, на гражданина-должника и проживающих с ним членов семьи». В Москве эта норма на человека составляет 18 квадратных метров. В других регионах — 14-18 метров.
Рыночная стоимость изымаемого жилья должна быть вдвое выше стоимости жилья, которое должник получит взамен. Сумма долга должна составлять не менее 5 процентов от рыночной цены квартиры.
Иных возможностей, кроме как расплатиться своими квадратными метрами, у должника быть не должно. В Минюсте подчеркивают, что новые правила будут применяться только по отношению к тем должникам, которые получат кредит после вступления закона в силу.
Конституция не спасет
Апеллировать к Конституции эксперты считают бессмысленным. Как заявил DW адвокат, президент Гильдии юристов рынка недвижимости, председатель Межрегионального третейского суда Москвы и Московской области Олег Сухов, «нарушения Конституции нет, так как, во-первых, процессуальное законодательство будет иметь ограничения, не допускающее изъятие минимальной площади, во-вторых, изъятие и продажа дорогой или большой недвижимости будет предусматривать выплату должнику средств, достаточных для минимального обеспечения себя жильем по месту постоянного проживания».
Юрист добавил, что немедленному выселению должник подвергаться не будет. Процедура будет выглядеть так. Суд определит сумму, достаточную для приобретения должнику новой квартиры. Эти деньги будут ему переданы для поиска и покупки жилья. Затем, уже после его переезда, будет продана его старая квартира, и остаток средств будет отдан взыскателю. На поиск нового жилья у должника будет три месяца. Если в течение этого срока он его не купит, средства на квартиру переведут в муниципальный бюджет, и местные чиновники должны будут за два месяца решить квартирный вопрос гражданина.
Пиратские базы и липовые «вписки»
Вопрос о том, кто будет заниматься определением изначальных жилищных условий должников, пока обсуждается. Председатель общества защиты прав потребителей «Горячая линия» Дмитрий Лесняк считает, что с этим придется разбираться самим взыскателям.
«Приставы едва ли будут этим заниматься, — заявил он DW. — Возможно, будут формироваться какие-то базы данных. В пиратской форме они уже сейчас существуют: мы все знаем, что, используя такие базы, можно по фамилии должника узнать о наличии всех его объектов, в то время как официальный путь — через государственный реестр — предполагает только обратную возможность: по объекту узнать фамилию собственника».
Генеральный директор Лиги защиты должников Сергей Крылов допускает, что и сами должники, дабы избежать насильственного переселения, пойдут на разные ухищрения: например, будут вписывать на свою площадь новых членов семьи или оформлять дарение долей. «Есть разные способы намеренного ухудшения имущественного положения. И до вынесения решения судом о наличии задолженности, их нельзя будет признать притворной, а значит недействительной сделкой», — отмечает он.
Ипотечникам легче не станет
Есть в законе еще один нюанс. Из-под его действия выведены ипотечные квартиры. Это означает, что в случае, если купленная в ипотеку квартира является единственным жильем, никаких послаблений и исключений, упомянутых в документе, к ее владельцу применяться не будет. Как известно, российское законодательство уже сейчас не запрещает взыскание ипотечной квартиры в счет долга.
Объяснение этого парадокса довольно простое. «Как единственное жилье ипотечная квартира не рассматривается. При ипотеке приобретение является залогом и может отбираться в случае непогашения задолженности. Если у тебя нет жилья, можно не брать ипотеку, а встать в очередь и получить социальное жилье», — разъясняет логику Сергей Крылов. Если же человек уже попал в ситуацию, при которой его единственное жилье — это квартира, купленная в ипотеку, у него есть несколько вариантов действий.
«При выселении из единственной ипотечной квартиры и соответствии определенным критериям человек может претендовать на социальное жилье, жилье из компенсационного жилищного фонда или получить отсрочку исполнения решения суда», — говорит юрист. Можно также попробовать получить новую ипотеку, чтобы закрыть текущий долг. По словам Крылова, «практика показывает, что половина ипотечников на момент выселения имеет возможность выплачивать ипотеку, просто договор к этому времени уже расторгнут».
Сейчас разъяснения официальные даны, что стоимость квартиры должна быть близка к величине долга. И я вам скажу, чем в итоге всё обернётся (как по факту и задумывалось): фактически на местные бюджеты федеральная власть вешает ещё одну не хилую статью расходов, так как срок предоставления муниципалами жилья (когда лицо само не покупает три месяца) ограничен жёстко — 2 месяца. То есть затягивать не удастся — не через 2 месяца, так по суду обяжут муниципалов купить или иным способом жильё человеку дать. А полученных от продажи жилья должника денег в принципе не может хватить на приобретение, если величина долга будет близкой к стоимости жилья. Значит муниципалам придётся свой бюджет тратить — и отодвигать ожидающих много лет, так как по сути эти должники ставятся ВНЕ очередей. (предоставлять то придётся не ниже минимума по площади). В итоге — стрелки центр. власть переводит на муниципалов, которые аж в восторге от такой подставы прыгают — итак денег нет у них, так ещё люди будут уверены, что это именно органы местного самоуправления виноваты в задержке предоставления или в любом ином вопросе замены жилья.
Напасть
Москву объял немой испуг,-
Затея нескольких хапуг,-
Дружки –Кремлёвцы, –
Тут как тут, —
Без них ничто не украдут!
Народу впору волком выть, —
Вот- вот начнут бюджет пилить!
Как будто бы для блага,
Но вместо комнаты.– бумага.