anvictory.org » Главная тема, Аналитика » Вторжение Франции в Мали: предыстория и смысл

Вторжение Франции в Мали: предыстория и смысл

 Если и есть в нашем нестабильном мире нечто относительно стабильное – то это, извините за каламбур, нестабильность в Африке. Как бы ни менялись тренды мировой политики и экономики, в нескольких странах Африки обязательно тлеет война. Причем, что очень характерно именно для всех африканских конфликтов, в их причинах сам черт ногу сломит.

Так случилось и с относительно стабильной (по африканским меркам) страной Мали. Весной 2012 года там произошел военный переворот – и понеслась. После ряда военных столкновений, по закону развития сюжетов большинства африканских конфликтов, в Мали начата 11 января 2013 года интервенция французских войск.

Абсурдный переворот

В эпоху нестабильности Мали вступило с военным переворотом 21 марта 2012 года. В принципе, «военный переворот» и «Африка» — это почти синонимичные понятия, но именно этот переворот был знаменателен тем, что возник практически «из ниоткуда» и привел к целям, прямо противоположным тем, ради которых затевался.

Причиной для переворота, как считается, послужила неспособность президента Мали Амаду Тумани Туре подавить восстание  туарегов на севере страны, стремящихся к созданию отдельного государства Азавад. Попутно военные во главе с капитаном Амаду Саного использовали риторику о «свержении режима Туре». Переворот прошел отнюдь не бескровно, путчисты брали президентский дворец, центральное ТВ и столичные казармы с боем.

Правда, все произошедшее резко не понравилось Экономическому Сообществу стран Западной Африки (ЭКОВАС) и там пригрозили перестать снабжать страну экономической помощью, что для одной из беднейших стран мира было очень серьезной угрозой. В итоге произошла странная рокировка: Амаду Тумани Туре, сбежавший из страны, 8 апреля 2012 года сложил с себя полномочия (зачем – если все продолжали признавать его законным лидером?), а на место временного президента по соглашению с путчистами был выдвинут бывший председатель национального собрания Дионкунда Траоре.

Абсурдность всех этих перестановок становится ясной при ближайшем рассмотрении.

  1. Непонятно, о каком таком «кровавом режиме Амаду Тумани Туре» идет речь, если президент был одним из старейших борцов за конституционную демократию в стране, правил с весомой электоральной поддержкой, не имея даже собственной партии, а в его правительстве были представители всех политических сил страны. До переворота Мали была одной из немногих африканских стран, положительно оцениваемых Западом с точки зрения демократических свобод.
  2. Непонятно, зачем было свергать президента за месяц до перевыборов, которые должны были произойти 29 апреля 2012 года. О том, что Туре не имел планов сидеть у власти вечно, красноречиво говорит его безбоязненное сложение полномочий вместо упорного цепляния за президентское кресло в изгнании.
  3. Совершенно непонятно, откуда вылез этот «чертик из коробочки» — Амаду Саного, о котором раньше вообще не было ничего слышно. Единственное, что о нем известно: преподавал английский язык в военном лагере в Кати, а до этого получил обучение в Соединённых Штатах, в штате Джорджия, в составе Корпуса морской пехоты в Квантико, Вирджиния.
  4. Наконец, непонятно, зачем, взяв уже с боем власть, ее так просто и легко отдавать бывшему члену правительства свергнутого президента.

Что получилось в итоге всех этих затейливых манипуляций? Как ни странно, ровно противоположное целям мятежников загадочного Саноги – воспользовавшись нестабильностью власти в стране, туареги, с сепаратизмом которых вознамерились бороться путчисты, быстро и относительно легко провозгласили свое чаемое государство Азавад 6 апреля 2012 года.

И в этом им немало помогла и общая разрозненность, возникшая в обществе. Исполняющий обязанности президента Траоре народной поддержкой не пользуется, что весьма показательно проявилось 21 мая 2012 года – когда толпы протестующих захватили президентский дворец, требуя отставки не избранного народом президента. Траоре тогда получил ранение в голову. Его поддержка массами была настолько низкой, что даже военнослужащие, охранявшие дворец, не стали его защищать.

Таким образом, путч, затеянный ради борьбы с сепаратизмом и ради укрепления единства страны, расколол Мали по всем возможным признакам: территориальному, религиозному и  политическому. Спасибо, капитан Санаго!

От переворота до интервенции

Дальнейшие события были весьма предсказуемы. Если армия и общество при Туре, создавшем относительный порядок в Мали, не смогли победить туарегов, то Траоре, с его нулевым рейтингом, тем более не смог им противостоять. Итогом стал независимый Азавад, который по закону трансформации любого конфликта в Африке и Азии стал стремительно исламизироваться. Туарегов-сепаратистов потеснила исламская группировка «Ансар ад-Дин», в срочном порядке начавшая уничтожать исторические памятники и культурное наследие под лозунгами борьбы за чистоту ислама.

Почему же французская интервенция – операция «Сервал — началась не когда-нибудь, а 11 января 2013 года (заметим, за два дня до того, как это вторжение постфактум получило мандат ООН)?

По причине того, что в это время повстанцы-исламисты двинулись на юг, особенно богатый золотом и другими ресурсами. Примечательно, что Франция до данного момента была мало вхожа на рынок полезных ископаемых Мали. Зато теперь, когда ряд иностранных компаний-конкурентов бежал из охваченного войной региона, сферы влияния могут быть существенно перераспределены. Французы помогут Траоре усидеть на месте президента, а он им, надо полагать, даст право на концессию золота и урана.

Таким образом, многоходовка себя пока оправдывает. Еще одна страна Африки охвачена политической и военной нестабильностью, что привело к еще одной «интервенции ради ресурсов», что стало уже привычным в нефтяных странах, но, конечно, будет продолжаться не только в них, но и везде, где есть богатые недра.

Оригинал статьи — сайт Anvictory.org. При полном или частичном копировании активная ссылка на источник обязательна.

 


Хотите, чтобы ваш автомобиль выглядел еще презентабельнее? Пользуйтесь чертиелем резины — он не только улучшает внешний вид всех резиновых компонентов авто, но и активно защищает от пагубного внешнего воздействия.

Комментарии

Оставьте комментарий