Пока действует интернет, в нем остается свобода слова – это последнее место в России, где она еще есть. Власть любой ценой стремится сделать так, чтобы минимизировать число интернет-пользователей, каждый из которых потенциально неустойчив к воздействию антикремлевской пропаганды. Перефразируя поговорку: «Не можешь возглавить – уничтожь».
Объект устойчивой ненависти
Каждый недемократический режим «нутром», что называется, чует собственную «кощееву иглу». Так, к примеру, в СССР власти иррационально не любили рок-музыку, и всячески мешали ей стать массовым увлечением. В итоге это привело к тому, что именно рок-музыканты типа «Гражданской Обороны» нанесли умирающему Совку наиболее чувствительные удары.
Современная россиянская власть тоскливо ненавидит интернет. Россия и интернет так и не стали чем-то взаимосвязанным. В отличие от всего мира, где интернет быстро успел стать гигантским двигателем бизнеса, инструментом рекламы, катализатором политических перемен, авангардом искусства – в России власть с интернетом работать не умеет в принципе. Все неловкие попытки что-то тут делать сводятся к неловким калькам мессиджа путинских телеканалов и унылому калометанию согнанных за мелкий прайс троллей сурковско-володинского призыва. В целом, интернет так и остается анархическим островом вольнодумства, и привычными лживо-силовыми методами ничего поделать с этим нельзя.
Остается пойти другим путем – просто «отвадить» аудиторию от интернета.
Нет Рунета – нет проблемы
Видимо, неумные «кремлевские мудрецы» рассуждали так: политически ангажированной публики в Рунете – меньшая часть. Большинство ходит туда за разного рода развлекательным контентом, который, тем не менее, инфильтрирован критикой власти или просто привлечением интереса к политическим проблемам (это тоже не нравится путинистам, идеал которых – аполитичный «патриот», которому чтобы быть таковым не нужны никакие новости и дискуссии). Так нужно сделать так, чтобы не стало развлекательного контента!
Список «запрещенных» сайтов, который был составлен Роскомнадзором для запрета по IP-адресам на уровне провайдеров, заставляет невесело смеяться, но в нем есть своя подлая логика. Сюда попало широкое известное «Луркоморье», известная энциклопедия интернет-мемов. Правда, умные админы ресурса быстро восстановили работу сайта, но мы сейчас беседуем не об этом, а о ходе мысли власти. В очередной раз попытались закрыть самый большой торрент-треккер Рунета – rutracker.org. Некоторое время был недоступна самая популярная библиотека «Либрусек». Ну и по мелочи досталось: сайтам «Поржать.нет», «Пипетка», а также, чего и вовсе никто не ожидал, сайту популярной онлайн-игры EVE.
Объяснения – невероятны. Оказывается, все эти сайты пропагандировали наркотики, самоубийство (как, к примеру, соответствующая статья на «Абсурдопедии») и терроризм. Правда, великолепно: из-за наличия на «Либрусеке» «Поваренной книги анархиста» запретили десятки тысяч прочих книг, из-за статьи про коноплю на «Лурке» — аналогично, все статьи. Это напоминает не то тактику ковровых бомбардировок, когда ради одного террориста бомбят целый город, не то политику взятия заложников: теперь можно прикрыть любой сайт из-за фотожабы с накуренным чудаком.
Правда, все это совершенно неэффективно при наличии «Вконтакте» — «интернета в интернете». Там есть все, что угодно. Перспектива его закрытия выглядит слишком абсурдной, но почему бы и нет? Вчера в Китае отключили Google. В Казахстане давно запрещен ЖЖ. «Отрубив» «Вконтакте», власть сделает интернет неинтересным для десятков миллионов людей, а значит – снизит риск их политизации.
Первая атака отбита, но…
Конечно, все это не принесло никаких результатов – теперь, спустя пару дней, все работает, все доступно. Но показательно то, что власть действует так же, как во время проезда инаугурационного кортежа Путина и полной зачистки улиц Москвы: прогоним всех, вдруг среди них попадутся и смутьяны.
Увидим ли мы, как власть будет пробовать осуществить «окончательное решение интернет-вопроса?». Ведь она понимает, что больше революции в Россию прийти неоткуда…