anvictory.org » Главная тема, Крах империи, Политика, Аналитика » Современная Россия — смена режима неизбежна

Современная Россия — смена режима неизбежна

Последние дни 2011 года фонтанировали бешеной социальной активностью россиян. Что разбудило россиян и буквально вытолкнуло на улицы? В четверг на конференции, организованной центром Ю. Левады, экономисты и социологи высказали немало мнений. Некоторые из них заслужили наше внимание.

Социолог Лев Гудков, директор центра Левады: Все события прошедшего года можно подвести под общий знаменатель тревоги и беспокойства общества. Народ России живёт в условиях неопределённости, в состоянии кризиса и в ежедневном ожидании ухудшения ситуации. Более 50% людей не уверены в завтрашнем дне. Причем, в себе и в своей семье они уверены полностью, а вот от политической ситуации люди стали озлоблены, агрессивны, некоторые чувствуют себя выброшенными за борт современного общества России.

Такое положение характеризуется как ресентиментные настроения, подобное наблюдалось в 90-е годы, где-то в начале 2000-х ситуация улучшилась, но уже с 2008 года вектор оптимизма и уверенности людей в государстве пошли по наклонной. По информации Центра Левада, на основании опросов, в 2011 году в сознании людей наиболее ярко запечатлелись японские землетрясения и авария на АЭС, катастрофа на «Булгарии», теракт в Домодедово, гибель в афиакатастрофе команды «Локомотив».

Проблема отчуждения выражается также в том, что большинство россиян не интересуется политикой в принципе, замыкаясь в узких, в том числе семейных группах. Это кажется почти невозможным на фоне митингов в крупных городах в декабре 2011 года. В этой связи снижение доверия к власти происходит быстрее у бедных, чем обеспеченных россиян. Всё это вытекает в неуправляемый вялотекущий и очень серьёзный процесс.

За всем этим стоит очень серьезный, медленный, трудно фиксируемый процесс утраты полномочий действующей властью. Мы являемся свидетелями вялотекущего, однако, неизбежного процесса старой патерналистской системы власти. Бедные испытывают недовольство из-за невыполнения властью возложенных на неё социальных обязательств, а обеспеченные обеспокоены отсутствием выбора и действующих правовых механизмов.

Согласно общественному мнению лидеры протестного движения играть малозначительную роль. Например, Алексей Навальный известен лишь 6-8% респондентов. Таким образом, он не может быть автором протестных настроений, а только придал им лозунговую форму. Большая часть граждан недовольно неспособностью власти в вопросах ожидаемых результатов социальной политики и невыполнением обязательств, которые связаны с легитимностью системы и ситуацией в политике в общем.

Экономист Александр Аузан, президент Института национального проекта: Можно  ли утверждать, что с появлением людей, которых именуют себя в интернете «i-декабристы», пришёл политический кризис? Совсем нет, в прямом смысле вопрос о власти пока что не стоит. Возможно это социальный кризис? Тоже нет. Пока что ситуация далека от таких стран, как Румыния или Греция, где люди объединяются и парламенты из-за снижения их реальных доходов. Тем более это не кризис экономики, хотя и здесь ситуация РФ не позитивна, но не катастрофична тем не менее. Можно назвать текущее положение дел кризисом ожиданий или «кризисом социального контракта».

Во-первых, как считает Александр текущая модель роста изжила себя. Сформированная в начале 2000-х она показала весьма высокие темпы роста реальных доходов населения в последующих годах. Как считают макроэкономисты такая модель не воспроизводима. Тема о темпах роста экономики стала больной мозолью и вопросом дня для премьера. Борьба с бедностью не принесла требуемого результата – расслоение только росло, т.е. небольшому количеству людей достаётся 1/4 результатов роста. Т.е. при росте экономики три-четыре процента большая часть населения ничего не получает. Логично, что премьер требует 7% роста, но текущая политика не приносит результатов.

Во-вторых, наша страна не выдерживает конкуренцию, попросту неконкурентоспособна. Существуют государства с дешевой рабочей силой и плохими институтами либо, наоборот с дорогой рабочей силой и хорошими институтами, они вполне вписываются в мировую экономику. А вот Россия — государство с дорогой рабочей силой и плохими институтами, т.е. нам вписаться в мировую экономику крайне сложно, если не сказать невозможно. Ситуация складывается так, что квалифицированный труд из РФ фактически искусственно изгоняется, вместо него приходит неквалифицированный труд, логично предположить, что скоро РФ станет государством с дешевой рабочей силой и плохими институтами. Это объясняет социально-политические процессы в нашей стране. «Мозги» утекали бы быстрее, но плохая мировая конъюнктура замедляет этот процесс, и в связи с кризисом это будет длиться еще несколько лет. Грубо говоря, Россия вскоре станет официально страной дураков.

В-третьих, отрицательная динамика торгового нефтяного баланса, который, несмотря на наши богатства, уже хуже, чем 20 лет назад. Это приведёт к ослаблению рубля ближе ко второму полугодию 2012. Это наиболее вероятный сценарий, хотя в случае иранской войны ситуация может измениться кардинально.

В-четвёртых, скрытый кризис пенсионной системы РФ. Существует общепринятый тренд повышения возраста трудоспособности, который должен регулярно сдвигаться. В случае, если подобного не происходит, то правительство, проводящее консервативную политику в области пенсионного обеспечения, то власть получает больше пенсионеров, а не трудоспособных граждан.

В настоящее время мы наблюдаем открытый кризис «пакта элит», который начался 24 сентября 2011 года. Неприкрытую заранее продуманную рокировку Медведев — Путин экономист характеризовал фразой Талейрана: «Это хуже, чем преступление, это ошибка». Так или иначе, но рокировка невыгодна всем группам путинской элиты – происходит полная деструктуризация ситуации.
Оригинал anvictory.org  при полном или частичном копировании активная ссылка обязательна.