anvictory.org » Крах империи » Пассионарный разлом и русская национал-демократия.

Пассионарный разлом и русская национал-демократия.

Реальное состояние человеческого общества подтверждает доминирование принципа дивергенции. Казалось бы, имеют место растущая информатизация общества, развитие средств связи и телекоммуникаций, выработка единых стандартов в образовании и культуре, едва ли не обязательное изучение всеми английского языка, очевидные процессы конвергенции в виде научно-технического, промышленного и культурного обмена, а объединения человечества в единое целое не получается. Нельзя объединить то, что необъединимо в принципе. Этнические, социальные, религиозные и идеологические различия непреодолимы, так как обуславливают один из основополагающих и универсальных законов природы — принцип дивергенции, позволяющий человечеству переживать социальные и природно-климатические катаклизмы.

 

Даже для этнических групп, живущих в близких географических и социальных условиях, образ мышления и система ценностей, жизненные стандарты, нормы поведения, стили искусства значительно отличаются и не проявляют тенденций к стиранию граней. В качестве примера можно взять и Закавказье, и Индию, и даже США. Так, в США, несмотря на «американские стандарты» и «американский патриотизм», не только не сложилась единая нация с единым характером, стереотипами поведения и системой ценностей, но очевиден рост разобщенности. Безуспешными оказались попытки сформировать как единый «советский» народ, так и «российский» народ. Эксперты в области геополитики и экономической географии предрекают, в силу комплекса непреодолимых причин, радикальную трансформацию глобального мирового порядка с неизбежным переделом государственных границ в самом ближайшем будущем.

 

 По прогнозам ученых [1], всё это в течение ближайших 15-25 лет радикально изменит политическую карту мира. В результате территориального передела, в мире возникнет свыше сотни новых государств. В частности, распадутся Бельгия, Великобритания и Канада, получат независимость Страна Басков, Тибет и Кашмир. Что же касается России, то помимо отделения мусульманских республик, её ожидает раскол на Западную Россию, Урал, Западную Сибирь, Восточную Сибирь, Дальний Восток и Северные земли.

 

Дезинтеграционные процессы могут проявляться на части любого государственно- территориального образования, если  территория обладает административными границами, которые воспринимаются как границы реальные, отделяющие ее жителей от соседей (республики, области, края, районы — по административно-территориальному делению бывшей РСФСР и нынешней РФ) и когда на ней проживает самостоятельный этнос, субэтнос или группа, рассматривающая себя в качестве такового. Это условие предполагает наличие этнического самосознания, отличающегося от самосознания соседей. Некоторые эксперты, говоря о неоднородности русского населения в РФ, выделяют наряду с «московским», «южным», «уральским» и «сибирским» еще и «северо-западный» русский субэтнос, способный к культурной переориентации на Польшу и Прибалтику. Всего же в «Википедии» (и иных источниках) отмечено около 15 русских субэтносов.

 

Процесс этнической дивергенции в современной РФ уже идет, и лишь слепой может этого не замечать. Этот вопрос уже был поднят и на нашем ресурсе в статьях «К ВОПРОСУ О НАЦИОНАЛЬНОМ САМОСОЗНАНИИ…»[2] и «Русское национально-демократическое государство — в каких границах?» [3]. Причём этот процесс идет не только в мусульманских и финно-угорских республиках. Так, уже заявили о себе проекты «Ингерманландия», «Движение за автономию Петербурга», а Балтийская республиканская партия в Калининградской области, выступает за «сингапурский» сценарий предоставления региону максимальных торговых свобод.

 

Пассионарная гипотеза этногенеза [4], выдвинутая Львом Гумилёвым, по понятным причинам не нашла ни понимания, ни поддержки в кругах имперских историков. Однако ее популярность достаточно высока среди ученых естественно-научных и технических специальностей. Более того, эта гипотеза рассматривается и в ряде вузовских учебников по дисциплине «Концепции современного естествознания»: вопросы антропогенеза и этногенеза рассматриваются теперь и с точки зрения естественных наук!

 

Успехи естественных наук — биологии, генетики и методы электронной микроскопии позволили по-новому подойти и к вопросу о происхождении народов и этнических групп. При этом с выводами, полученными естественно-научными методами, поспорить трудно. В отличие от гуманитарного, естественно-научное знание характеризуются значительно более высокой объективностью и, следовательно, достоверностью. Если в исторических исследованиях превалирует психологическое понимание, которому трудно претендовать на объективность, поскольку реконструкция прошлого опирается на аналогии с настоящим при определенных предположениях, то в естественных науках проблем куда меньше, так как объяснение представляет собой цепочку логических выводов, а понимание — интерпретацию опытных данных.

 

Современной наукой установлено, что мужская Y-хромосома передаётся от отца к сыну и от деда к внуку практически без изменений на протяжении веков[5]. Результатом исследований ученых стали книга «Русский генофонд на Русской равнине» и статья, опубликованная в престижном и авторитетном научном журнале «The American Journal of Human Genetics», что практически полностью исключает ангажированность исследований или подтасовку данных. В этих работах было показано огромное генетическое разнообразие русского народа по Y-хромосоме. Южные и центральные русские популяции образовали единый кластер с украинцами, поляками и белорусами (восточные и западные славяне имеют намного больше общего по маркерам Y-хромосомы, чем другие народы Европы). Северные же русские популяции, даже в масштабе Европы, образуют свой собственный кластер, далеко отстоящий от основного ядра русских популяций, так как здесь прослеживается мощный финно-угорский пласт!

 

Таким образом, назвать русских одной нацией нельзя, как бы не возмущались по этому поводу полуграмотные люмпен-националисты. И уходить от этого вопроса — уподобляться страусу, зарывающему при опасности голову в песок. Русские — это суперэтнос. Для суперэтносов характерной чертой является общий стереотип поведения, мировосприятие его членов, их отношения к фундаментальным вопросам жизни. А этнос (народ) — система более низкого порядка, но с более широким набором общих черт: этносы объединены общим стереотипом поведения (национальным характером), имеющим определённую связь с ландшафтом (месторазвитие этноса), религией, языком, традициями, общей историей, политическим и экономическим устройством.

 

Меря, мещеры, мурома, весь (вепсы) — не просто комплиментарные русскому народы, а составляющие субэтносы северо-русского этноса. А период существования суперэтноса, как показывает история, ограничен. Эволюционирующая этническая система является результатом эволюции этнической единицы более низкого порядка или деградации системы более высокого; она содержится в системе более высокого уровня и включает в себя системы уровня более низкого.

 

Согласно Гумилёву, средняя продолжительность жизни этносов около полутора тысяч лет. История знает, тем не менее, и очень древние народы. Но нет ни одного народа, история которого была бы безоблачной на протяжении веков. В этом случае, наверное, правильнее говорить о циклическом характере развития с периодами расцвета, упадка и обновления с периодом около 1500 лет. И ни один из таких народов-долгожителей не сохранялся на протяжении веков в неизменном виде: современные греки и древние греки — и культурно, и генетически — совершенно разные этносы.

 

В истории этносов можно выделить шесть фаз, характеризующихся разным уровнем пассионарности — повышенной тяги к деятельности — от готовности к самопожертвованию до полной неспособности к каким-либо активным действиям даже ради своей семьи и себя самого. Пассионарность этнической группы характеризуется долей в ней людей с высокими показателями пассионарности.

 

В предпоследней этногенетической стадии — обскурации — наступает спад пассионарности ниже нормального уровня, а в обществе царят упадок и деградация. Обывательско-субпассионарное большинство стремится уничтожить не только беспокойных пассионариев, но и трудолюбивых, гармоничных людей. Везде господствуют люди вялые и эгоистичные, руководствующиеся потребительской психологией. Затем наступает финальная фаза — фаза агонии, когда обыватели-субпассионарии растратят всё ценное, накопленное в фазы подъёма и расцвета.

 

Следующий цикл — возрождения или формирования нового этноса возможен, если произойдет очередной пассионарный толчок, при котором возникнет новая пассионарная популяция. Пассионарный толчок — внезапное повышение уровня пассионарности этносов в определенных географических зонах неустановленного происхождения (Л. Н. Гумилев склонялся к гипотезе о том, что толчки имеют космическое происхождение, так как никакими земными причинами не удается объяснить их линейную форму и огромную протяженность по поверхности Земли). На поверхности Земли зона пассионарного толчка обнаруживается в виде полос шириной порядка 200 — 400 км и длинной примерно 0,5 окружности планеты, пролегающих под различными углами к меридиану и широте [6].

 

Тогда начинается новая фаза этногенеза ­- подъёма — когда из различных, зачастую непохожих субэтнических групп, создается спаянная пассионарной энергией целостность, которая, распространяясь, расширяется, вовлекая в свою сферу влияния территориально близкие субэтносы.

Зона нового пассионарного толчка (или пассионарного разлома) сейчас формируется, становясь всё более заметной по линии от Балтийского моря, Калининграда, Хельсинки Таллина и Санкт-Петербурга, через карело-тверские Удомлю и Максатиху, до Ижевска и Йошкар-Олы. При этом, она включает в свою «сферу влияния» и такие, казалось бы, исконно русские города, как Великий Новгород и Псков, Тверь, Рыбинск, Вологду, Ярославль, Кострому, Вятку и Нижний Новгород. Именно этой зоной пассионарноно толчка объясняется небывалая активность финно-угорских народов! В отличие от исламских республик, финно-угорские народы РФ — карелы, коми, удмурты, марийцы и мордва — на всём протяжении драматического XX века никакой заметной сепаратистской активности не проявляли. И вдруг, как гром среди ясного неба — началось! Так, по словам Василия Петрова — президента Международной молодежной ассоциации финно-угорских народов (МАФУН), «Марийскую молодежь можно сравнить с генератором, который приводит в движение всю финно-угорскую молодежь». Именно в зоне действия нового пассионарного толчка усилились процессы национальной идентификации. Так, коренные жители Тверской области стали вспоминать о своих карельских корнях, на Вологодчине заявили о себе вепсы (весь), а в Ярославской и Костромской областях — казалось бы, канувшие в Лету меря.

 

Способствуют этому процессу и явно косолапые шаги со стороны Москвы. Так, широкий протест в Карелии вызвали как фактический запрет исполнения на официальных национального гимна («Kotimaamme Karjala») на национальном языке, так и попытка перевести карельский язык (по сути, являющегося диалектом финского языка) на кириллицу. Вызывают протесты и ликвидация национальных образований (округов) при укрупнении регионов, как это имело место в пермском крае.

 

Попытаюсь доказать, что тем, кто действительно болеет за сохранение Руси и русского суперэтноса, не следует бояться финно-угорского сепаратизма и пытаться противодействовать ему. С ними необходимо сотрудничать. В сложных и, казалось бы, безнадежных ситуациях победить способен тот, кто может находить нестандартные решения.

 

Кстати, союзников у стремящихся к независимости и интеграции в Европу финно-угорских народов всё больше появляются и среди русских. Так, в Ивангороде жива идея референдума о присоединении к Эстонии, а русское большинство Карелии поддерживает стремление коренного населения к созданию совместно с Финляндией «еврорегиона». В сети можно найти ряд заявлений «питерских сепаратистов» (Республика Ингерманландия. Манифест. Обсуждение на Политическом Форуме, [7]), которые считаю уместным процитировать: «Мы в полной мере отдаем отчет в том, что с момента разгрома Новгородской республики войсками Московских царей, на территории исторической Ингерманландии никогда не было действительно демократического и правового устройства — ни в годы Московской, ни Шведской оккупаций». Другая цитата: «Всей страной в «золотой миллиард» безусловно не попасть. Но 5-6 миллионов человек, проживающих в геополитически важном районе, войти туда еще могут… Работать над тем, чтобы граница «Большой Европы» прошла не по Нарве, а по Волхову, мы считаем делом достойным и нужным».

 

Итак, почему же русским национал-демократам не следует противиться сотрудничеству с финно-угорскими националистами? Прежде всего, финно-угры и представители северно-русского субэтноса, помимо генетического родства, близки по чертам быта, культуры, уровню развития социально-экономических традиций, историческому опыту. Финно-угры до последнего сопротивлялись насильственной христианизации, и во многих марийских и мордовских сёлах до сих пор живы дохристианские традиции и обряды. Во-вторых, процессы глобализации поощряют свободный информационный обмен как между проживающими в России финно-уграми, так и взаимодействие с этнически близкими финнами и эстонцами (которые, в свою очередь, готовы спонсировать проекты информационного и культурного сотрудничества). Наконец, значительная часть углеводородного сырья находится на финно-угорских землях. Создание независимого финно-угорского государства находится также в интересах превалирующих пока в Европе политических сил, опасающихся демонтажа России из-за возможных перебоев в снабжении европейских стран важнейшими энергоносителями. Но Великая Финно-Угория не сможет обеспечить беспрепятственную поставку энергоносителей в Европу, если в её состав не будут включены как минимум Вологодская, Ярославская, Костромская, Тверская и Ленинградская области. И при таком сценарии, не станет ли русский язык превалировать в таком новом государственном образовании?

 

И главное, северно-русский субэтнос, будучи вовлеченным в процесс пассионарного толчка и европейской интеграции, послужит тем локомотивом, который сможет впоследствии возродить и весь русский суперэтнос — так же, как Финляндия и Эстония стали локомотивами возрождения финно-угорских народов?

 

Использованные источники: