Каждое государство пройдет через одинаковые слушания: основной доклад будут делать представители власти, альтернативное мнение выскажут правозащитники и представительства комиссариата ООН по правам человека. По итогам слушаний ООН выработает каждой из стран официальные рекомендации.
С официальным докладом вчера выступал министр юстиции РФ Александр Коновалов, заверивший, что Россия является демократическим и правовым государством, политика которого «направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека».
Он говорил о существенных улучшениях в области прав человека в Чечне, в частности права на жизнь и личную неприкосновенность. Среди других достижений министр юстиции отметил, что в России гарантируется свобода СМИ, более десяти лет нет смертной казни, а уведомительный порядок проведения митингов гарантируется федеральным законом. Господин Коновалов посетовал лишь, что Россия до сих пор не ратифицировала протокол N 6 Европейской конвенции о правах человека, предусматривающий, что государства, входящие в Совет Европы, отменяют смертную казнь.
А также указал, что «проблемы обеспечения прав военнослужащих по-прежнему остаются острыми». Представившие альтернативный доклад ведущие правозащитные организации России (Московская Хельсинкская группа, общество «Мемориал», Фонд защиты гласности, Молодежное правозащитное движение и другие) были согласны с министром юстиции только по последнему пункту.
Они указали, что в России «снижается прозрачность и подотчетность власти», а «произвол и безнаказанность чиновников» только растут.
По их мнению, в стране с каждым годом все сильнее «неверие общества в правовые механизмы», грубо нарушается свобода собраний, а жизнь оппозиционных журналистов подвергается опасности. Московский офис верховного комиссара ООН по правам человека был солидарен с правозащитниками. В его докладе говорилось о продолжающихся пытках и исчезновениях людей в Чечне и Ингушетии, а особо было сказано, что Россия нарушила права человека и международные соглашения в ходе августовской войны с Грузией. Представители 47 стран, входящих в совет, доклад господина Коновалова называли в основном «позитивным».
Благодушную атмосферу испортил лишь постоянный представитель Грузии при ООН Георгий Горгиладзе, обвинивший Россию в «оккупации грузинских территорий». Но больше эту позицию открыто никто не поддержал, а Александр Коновалов в ответ лишь заметил, что Совет по правам человека «не лучшее место, чтобы обсуждать драматическую ситуацию, которая сложилась в результате агрессии Грузии в Южной Осетии».
Рекомендации ООН по улучшению ситуации с правами человека в России будут готовы в пятницу. «Подразумевается, что они обязательны для исполнения. И власти должны будут отчитаться, что ими сделано»,— пояснил «Ъ» представитель офиса верховного комиссара ООН по правам человека Рашид Алуаш.
«По опыту работы с другими комитетами ООН могу сказать, что мнение правозащитников при составлении рекомендаций учитывается. Нашими материалами пользуются, на их основе задают вопросы властям,— заявила «Ъ» участвовавшая в написании доклада глава комитета «Гражданское содействие» Светлана Ганнушкина.— Другое дело, что рекомендации выполняются далеко не в той степени, как этого бы хотелось, хотя мы говорим о фундаментальных нарушениях прав».
Автор Андрей Козенко, Игорь Седых