Странно, что эта пара — Ассандж и ФИФА — не встретились в рамках одной новости: Международная федерация футбола выглядит идеальным "клиентом" для рубящего правду австралийца. Объяснить это можно разве что его стойкой неприязнью к футболу и нежеланием иметь ничего общего с этим видом спорта. А жаль, так как
компрометирующее досье на ФИФА и ее руководителей по своей сенсационности могло бы на равных конкурировать с перепиской дипломатической службы США.
ФИФА — это уникальная организация. По своему влиянию она превосходит ряд крупных политических институтов. Спорт уже давно отошел от искренних олимпийских принципов Пьера де Кубертена, и пример ФИФА это наглядно демонстрирует.
ФИФА — это общественная организация, чья ежегодная прибыль оценивается в сотни миллионов долларов (в 2009 году — 200 млн, в 2010 — в связи с проведением чемпионата мира в ЮАР — цифра окажется на порядок значительнее). Очевидно, что чемпионаты — основной источник дохода федерации. Так, чистый доход от мундиаля в ЮАР, по предварительным оценкам, составит минимум 1 миллиард долларов. Сама ЮАР, израсходовав на организацию турнира 6,4 процента ВВП, заработает на нем всего лишь около 0,5 процента. И дело здесь не в дискриминации африканцев. В 2006 году Германия как страна — организатор чемпионата мира недополучила в казну 250 млрд долларов, в то время как футбольная федерация обогатилась примерно на 1,8 млрд долларов.
Все дело в том, что ФИФА в качестве необходимого условия проведения чемпионата для страны-организатора ставит освобождение от уплаты налогов как ФИФА, так и главных спонсоров турнира. Также федерация требует обеспечить ей монопольное право на реализацию всей продукции, связанной с чемпионатом (от прав на телетрансляции до сувенирных бейсболок).
От турнира к турниру прибыль ФИФА от проведения чемпионатов мира увеличивается.
Это дало многим экспертам право справедливо утверждать, что выбор страны — хозяйки чемпионата — вовсе не лотерея, счастливый случай или итог удачной презентации с трогательной речью министра спорта на английском языке. Это прежде всего просчитанный бизнес-план, предельно выгодный для федерации и суровый для принимающей стороны.
Помимо того, что ФИФА скрупулезно подсчитывает плюсы и минусы заявок на проведение турнира с точки зрения будущей прибыли, многие ее члены и руководители задолго до самого турнира задумываются о получении прибыли персональной. Сразу несколько громких скандалов, связанных с коррупцией в рядах ФИФА, прогремели накануне состоявшихся 2 декабря выборов.
Журналисты британской Sunday Times, скрываясь под видом представителей американского бизнеса, предложили президенту Конфедерации футбола Океании Рейнальду Темари из Таити и президенту Футбольного союза Западной Африки Амосу Адаму из Нигерии отдать свои голоса в пользу США на выборах страны — хозяйки чемпионата 2022 года в обмен на финансирование футбольных проектов. Адаму просил 500 тыс. фунтов стерлингов на "персональный проект" в Нигерии, а Темари — 1,5 млн фунтов "на развитие спортивной академии". Еще четыре представителя ФИФА были временно отстранены от исполнения своих обязанностей по обвинению в возможной причастности к коррупционному скандалу.
Несколько месяцев назад стало известно о том, что
руководители заявочного комитета Австралии потратили миллионы долларов на взятки функционерам ФИФА —
организацию банкетов в австралийских посольствах ряда африканских стран, подарки женам футбольных функционеров и т. д.
Вопросы относительно чистоты соревновательного процесса по выборам хозяйки мундиаля-2006 оставила и кампания 2000 года. Перед голосованием негласным фаворитом считалась заявка ЮАР, но в итоге в финальном раунде с перевесом в 1 голос победила Германия. Позднее разгорелся скандал вокруг имени медиамагната Лео Кирха. По сообщению французской прессы, мюнхенская "Бавария" и компания, принадлежавшая Кирху, предлагали финансовые средства четырем футбольным федерациям в обмен на голос при выборе места проведения чемпионата мира 2006 года. Удалось выяснить, что "Бавария" согласилась играть товарищеские матчи на Мальте, в Таиланде, Тунисе, Тринидаде и Тобаго, а компания Лео Кирха отдала права на трансляции этих встреч местным федерациям в обмен на их голоса.
По поводу коррупции в рядах ФИФА уже пишут книги. Англичанин Эндрю Дженнингс в своей книге "Фол!", посвященной махинациям в федерации, раскрыл историю взаимодействия ФИФА с маркетинговой компанией ISL, с помощью которой осуществлялась продажа прав на телетрансляции матчей и рекламу на чемпионатах. Основной поток взяток чиновникам Международной федерации футбола направлялся после заключения контрактов, которые ФИФА предоставляла ISL. Необычность сделки состоит в том, что эта фирма официально получала 25 процентов комиссионных от заключаемых ею от имени федерации контрактов на телетрансляцию матчей и на маркетинговые услуги. Такая услужливость ФИФА и преданность одной компании имеет под собой, как выяснилось, корыстное основание — три члена исполкома ФИФА получили от ISL в общей сложности 100 миллионов долларов. Деньги шли в оборот — создавались негласные фонды, на средства которых покупались голоса на конгрессах.
О развитой коррупционной жизни ФИФА пишут и говорят не только английские журналисты (кстати, некоторые связывают провал английской заявки на право провести ЧМ-2018, поддержанной всего 2 голосами, именно излишней любознательностью газетчиков). Мишель Цен-Руффинен в свою бытность вице-президентом ФИФА в 2002 году составил секретное досье на главу организации Зеппа Блаттера, которого обвинял в нецелевом использовании средств, коррупции и мошенничестве. В итоге внутреннее расследование провалилось, а спустя несколько месяцев после этого Цен-Руффинен был уволен со своего поста. В этом году Цен-Руффинен в разговоре с репортерами Sunday Times дал характеристику нескольким членам исполкома ФИФА, отметив, что
двое из них просто не откажутся от взяток, другой примет услуги сексуального характера, а четвертый — "самый крупный гангстер, который есть на Земле", — потребует взятку в размере 500 тысяч долларов.
Рассмотренные примеры — наиболее наглядные. Они вскрывают суть процесса принятия решений в главной мировой футбольной организации. Конечно, проведение чемпионата мира по футболу — это всегда "праздник футбола" с сотнями тысяч приезжих гостей, десятками футбольных матчей и красивыми церемониями. Но это также и крупный бизнес. Бизнес, который, как выясняется, ведется по весьма странным правилам. Впрочем, в современной России эти правила вовсе не странные, а обыденные и привычные. Даже удивительно, что нашей стране только сейчас удалось преуспеть в их применении на внешней арене и выиграть право принять у себя чемпионат мира в 2018 году.
Не будет никакого чемпионата по футболу, как и зимней олимпиады 14 г. 2012 год всё похерит.