Новый параметр анализа крови
О необходимости выявления наркоманов на самой ранней стадии ФСКН говорила еще несколько лет назад. Как сообщал GZT.RU, в сентябре этого года проблема стала одной из тем обсуждения на Совете безопасности под председательством Дмитрия Медведева. Именно после этого заседания Виктор Иванов и заявил, что во время плановых диспансеризаций учащиеся средних школ будут сдавать анализы на наркотики. Правда, тогда уточнялось, что если старшеклассник предоставит письменный отказ своих родителей, он сможет избежать проверки. Иванов заверил, что результаты этих анализов будут строго конфиденциальными.
В среду руководитель Наркоконтроля уже не говорил о том, что тесты будут добровольными. «У вас же не спрашивают, брать ли анализ на билирубин, эритроциты и так далее. Просто берут анализ крови и все. Вы это воспринимаете как данность, — пояснил Виктор Иванов. — Мы же не возмущаемся, что у нас берут анализы на уровень лейкоцитов, эритроцитов. Допустим, ваш ребенок проходит диспансеризацию. У него берут анализ крови, мочи, измеряют давление, рост измеряют, вес и т. д. Когда проводят анализ крови или мочи, там целый спектр параметров — свыше 20. Среди них будет еще метаболизм от наркотиков». При этом он еще раз подчеркнул, что результаты тестирования школьников на наркотики останутся врачебной тайной — о них будет знать только ребенок и его родители.
«Огромный пласт для коррупции»
Специализирующийся по делам о наркотиках адвокат Евгений Черноусов, бывший полковник милиции, считает некорректным сравнение взятых анализов крови во время диспансеризации с тестом на употребление наркотиков. «Для подобного анализа требуются эксперты, лаборатория и оборудование. Если г-н Иванов не в курсе, то его сотрудники могли бы ему подсказать, что, например, в Москве есть только два медицинских учреждения, где проводят такие анализы», — отмечает юрист. Отдельно он подчеркнул, что норма подобного тестирования не прописана в российском законодательстве. Тем более что такие анализы касаются несовершеннолетних — все действия с ними могут проводиться только с согласия и в присутствии родителей.
По мнению Евгения Черноусова, ФСКН пытается переложить свои непосредственные задачи на плечи других ведомств, в данном случае медиков: «Закон об оперативно-розыскной деятельности предусматривает получение конкретной информации в отношении конкретных лиц, но никак не в отношении всего молодого населения страны. Выявляйте сбытчиков, потребителей зелья — вот их и проверяйте!»
Он также подчеркивает, что тестирование врачами создает «огромный пласт для коррупции» и откровенного вымогательства денег у родителей школьников. Кроме того, по его словам, нет никакой гарантии, что информация тестов на наркотики останется тайной. «Где у нас прописана ответственность за разглашение врачебной тайны? Есть только ответственность за разглашение гостайны…» При этом он указал, что родители сами могут прийти со своим ребенком в соответствующее лечебное учреждение и анонимно сдать анализы на наркотики: «ФСКН тут совсем не нужен!»
«Заявление руководства Наркоконтроля — не более чем декларация и инициатива одного отдельно взятого правоохранительного органа. Такие вопросы должны решаться на уровне государства, проходить обсуждение в Госдуме, нужна экспертиза на соответствие предлагаемых законопроектов с международными соглашениями и конвенциями, в том числе касающихся прав ребенка!» — резюмировал Евгений Черноусов.
gzt.ru