anvictory.org » Новости » Почему не получается реформировать милицию

Почему не получается реформировать милицию

И отмечают, что начинать надо с повышения престижа службы, который, кстати, был весьма высоким в царской России. Кроме того, они убеждены, что в идеале милиционеры должны отчитываться о своей работе не перед начальством, а перед обществом. Дальше, как говорится, катиться некуда. Милиция, которая, казалось бы, должна беречь и охранять покой граждан, не только не способна исполнять собственные прямые обязанности – система оказывается бессильна предотвратить преступные посягательства на жизнь своих же сотрудников.

 

И хрестоматийные строчки поэта о том, что «моя милиция меня бережет» уже давно безнадежно устарели. Подтверждений сказанному долго искать не надо. Возьмем хотя бы хронику событий двух дней текущей недели. 17 августа террорист-смертник на микроавтобусе «Газель», начиненном взрывчаткой, атаковал в Назрани здание местного РОВД. Выяснилось, что в МВД Ингушетии заранее знали о готовящемся теракте. Машина, которая была использована террористом, находилась в розыске, однако местная милиция никаких мер для предотвращения теракта не приняла.

 

В результате взрыва погибли 24 милиционера, еще полторы сотни человек получили ранения. От теракта пострадали жители окрестных домов, среди раненых – десять воспитанников детского сада. 17 августа в Махачкале на улице Энгельса, недалеко от средней школы во время проезда двух служебных милицейских машин на обочине дороги сработало взрывное устройство. В результате взрыва от осколочных ранений скончался один правоохранитель, еще шесть человек были ранены. 17 августа в Кабардино-Балкарии в поселке Эльбрус неизвестный обстрелял здание участкового пункта милиции и подложил в отделение бомбу, которая была случайно обнаружена участковым. 18 августа в дагестанском городе Кизилюрт сработало взрывное устройство, заложенное на крыше опорного пункта милиции. В результате взрыва ранения получили четыре человека, в том числе два стража порядка.

 

На фоне этих фронтовых сводок, которые наглядно демонстрируют полную профессиональную непригодность многих правоохранителей, как-то по-особому видятся усилия руководства МВД России реформировать свое ведомство. На недавнем совещании по кадровой политике в МВД глава ведомства Рашид Нургалиев признал, что «к большому сожалению, не удается покончить с преступлениями и правонарушениями, совершаемыми сотрудниками милиции». Чтобы искоренить это позорное явление, министр Нургалиев заявил о необходимости срочно ввести в МВД институт личного поручительства при назначении руководителей, что, как ожидается, повысит ответственность начальников, принимающих кадровые решения.

 

Этот шаг стал своеобразной реакцией на критику в адрес министерства после инцидента с майором Денисом Евсюковым, расстрелявшим в конце апреля этого года нескольких человек в универсаме «Остров» на юге Москвы. Подробности новой процедуры корреспонденту «НИ» разъяснили в пресс-центре МВД. «Все сотрудники, которые занимают вышестоящие должности, обязаны обзавестись поручительством одного или двух коллег, – рассказал нам один из сотрудников пресс-центра. – Поручитель должен прослужить не менее пяти лет и не иметь взысканий.

 

Его должность не может оказаться ниже той, на которую он рекомендует сослуживца. Поручитель должен знать человека, которого он рекомендует, по совместной работе не менее года». Однако, как признался «НИ» сотрудник МВД, юридической ответственности за рекомендацию поручитель не несет – только моральную. Но, как оказалось на поверку, предлагаемое новшество совсем не ново. Ветеран милиции Владимир Розов, проработавший много лет в системе столичного ГУВД, сказал корреспонденту «НИ», что удивлен такой инициативе министра. «А что, разве институт поручительства в милиции был кем-то отменен? В мое время такое правило было непреложным законом.

 

При поступлении в милицию за меня ручались сразу два майора и один капитан. Позже я сам многократно поручался за новобранцев. Так что все это – давно забытое старое». Кроме института поручительства для каждого претендента на работу в органах уже с осени этого года станет обязательной процедура проверки с применением «детектора лжи». В планы реформирования МВД вписана еще одна, казалось бы, непременная процедура: сотрудники милиции, имеющие право на ношение оружия, будут ежегодно в обязательном порядке проходить психологическую экспертизу. «Уже в этом году планируем организовать ежегодные проверки на морально-психологическую устойчивость сотрудников», – заявил начальник Департамента кадрового обеспечения МВД России Владимир Кикоть.

 

Остается только задать один вопрос: «А что, до сегодняшнего дня оружие выдавалось любому желающему без соответствующей проверки на психическую устойчивость?». После такого признания высокого милицейского начальства уже не приходится удивляться «феномену» майора Евсюкова. Реформирование милицейской системы предусматривает и борьбу с коррупцией. В качестве сильнодействующего средства выбраны декларации сотрудников правоохранительных органов о своих доходах.

 

Как заявил на прошлой неделе руководитель Департамента собственной безопасности МВД РФ генерал-майор Юрий Драгунцов, сотрудникам милиции – от рядового до генерала – предстоит не только раскрывать размеры личных доходов, но и сообщать обо всех дорогостоящих покупках. Причем их обяжут раскрыть финансовое положение всех членов семьи и близких родственников. За ложные сведения, как заверили «НИ» в МВД РФ, будет следовать незамедлительное увольнение со службы. Кроме того, с каждым сотрудником милиции отныне будет заключаться контракт только на один год, что позволит держать стражей порядка в тонусе. Многие эксперты полагают, что все эти изменения носят косметический характер и не могут коренным образом повлиять на общее состояние правоохранительной системы.

 

Они говорят, что руководство российских силовых структур пытается решить очевидные проблемы теми способами, которые известны в их замкнутом корпоративном кругу. «Правоохранительная система в России в ее нынешнем виде вряд ли подлежит реформированию, – выразил «НИ» свое мнение вице-президент Центра политических технологий Алексей Макаркин. – И главный тормоз – кадры. Слабая престижность службы, низкие зарплаты компенсируются милиционерами добыванием максимального количества денег нечестными и откровенно преступными способами. К тому же коррупционная инфекция, как и протекционизм, распространены на всех уровнях служебной лестницы.

 

С таким диагнозом самолечением не занимаются». Реформирование правоохранительных органов, как считают эксперты, нужно начинать, прежде всего, с повышения престижности службы. И здесь незазорно было бы изучить российский опыт середины XIX века. При царствовании Александра II петербургский полицмейстер, чтобы сделать службу престижной и уважаемой в обществе, решил полностью сменить кадровый состав своего ведомства. На службу в полицию вместо аутсайдеров разных мастей были приглашены выпускники правоведческих институтов, армейские и морские офицеры. У них была определенная этика служения, уровень воспитания и образования, уважение к личности.

 

Представители этого сословия уже не могли пойти на рынок, как их предшественники, чтобы взять с торговца дань головкой сахара или мочеными яблоками. Кадровая реформа быстро повысила авторитет полицейской службы в обществе на долгие годы. Этот опыт, как считают эксперты, способен принести свои плоды и в современной России. «Если у сотрудников милиции будет достойная зарплата, высокая социальная защита и четкие пенсионные гарантии, а угроза потери всего и сразу за серьезный служебный проступок станет неотвратимой, то появится реальный престиж профессии, сюда придут уж точно не аутсайдеры, – считает Алексей Макаркин. – Все западные страны живут по этим законам.

 

Поэтому и престиж профессии полицейского у них чрезвычайно высок». Еще один способ улучшить ситуацию в правоохранительных органах – сделать систему максимально открытой для общества. «До тех пор, пока милиция будет продолжать отчитываться о своей деятельности перед высшим начальством, а не перед обществом, все разговоры о реформировании органов останутся пустой декларацией о намерениях, – заявила в беседе с «НИ» директор фонда «Общественный вердикт» Наталья Таубина. Президент России Дмитрий Медведев после теракта в Назрани на этой неделе заявил: «Милиция должна защищать людей, и милиция должна уметь за себя постоять. Поэтому в ближайшее время, я думаю, все точки над «i» будут расставлены».

 

Это уже второй случай, когда глава государства в резкой форме реагирует на положение дел в этом силовом ведомстве. В мае президент демонстративно отправил в отставку начальника столичной милиции Владимира Пронина, после того как майор Евсюков устроил кровавую бойню в московском супермаркете. До этого высокопоставленные силовики никогда не несли прямой ответственности за теракты и преступления своих подчиненных. Остается надежда, что после событий в Назрани «лед реформ» в правоохранительном ведомстве, наконец-то, тронется.

 

Автор Анатолий Дмитриев

Комментарии

2 комментария на “Почему не получается реформировать милицию”
  1. Guest Пастырь Валерий:

    Реформы и преобразования не возможны, пока милицию возглавляют в России Нургалиев, на Украине Луценко. Это все равно, что солитер будет возглавлять имунную систему человека. Согласно учения (Писание) во властях и началал должен стоять из рода своего. В данном случае, из славян, естественно из праведных, а не из нечестивых. Сейчас милиция (люди) превращены в псов, но они этого не знают. Это и есть объяснение всех их поступков. Участь их, смотрите ответ здесь. Откровение 22:15 «А вне — псы и чародеи…»

  2. great QWERTY:

    проблема стара как мир: «кто будет сторожить сторожей?»
    насколько я знаю решения не имеет.

Оставьте комментарий