Что, в свою очередь, возобновит конфликты в центральной Европе. «Во время саммита премьер Путин и президент Медведев будут искать сигналы того, что американская администрация отказывается от соглашений о партнерстве с Украиной и Грузией, подписанных президентом Джорджем Бушем, — прогнозирует политолог. — Даже случайный такой сигнал будет рассматриваться как «зеленый свет» для более жестких действий против этих двух стран».
Поэтому, наравне с неопределенностью украинских перспектив, со стороны Обамы должен прозвучать и призыв уважать выбор Украины и Грузии: Россия должна понять, что применение силы или разжигание этнических конфликтов для дестабилизации этих государств будут портить российско-американские отношения, резюмирует автор. По сути, Бжезинский озвучивает хорошо известную стратегию «сидения на двух стульях», которая и так вполне успешно проводится Западом в отношении Украины и Грузии в последние годы. Никто не обещает Киеву и Тбилиси немедленного членства в НАТО — напротив, эта перспектива ставится в зависимость от целого ряда трудновыполнимых для этих государств условий.
Витиеватыми обещаниями ПДЧ для Ющенко и Саакашвили Запад стремится показать России, что держит руку на пульсе, однако никаких реальных действий (слишком рискованных, в первую очередь, для самого Запада) за этим не наблюдается. Так что Обама и без Бжезинского, скорее всего, озвучит очень схожие тезисы о том, что «когда-нибудь» Украина и Грузия, будь на то их воля, примкнут к Альянсу, но пока об этом и говорить не стоит. И вряд ли такая позиция будет расценена в Москве как сенсация, из которой российское руководство сделает предсказанные американским политологом далеко идущие выводы. Что касается «страшилок» на тему чужого права на выбор — оно никем и не оспаривается.
Только Бжезинский почему-то отталкивается от предположения, будто те же украинцы давно и бесповоротно выбрали НАТО (чего в действительности не наблюдается). Обаме, прислушайся он к Бжезинскому, скорее пришлось бы призывать Москву уважать выбор отдельно взятого Ющенко. В противном случае у РФ сыщутся прекрасные контраргументы, подкрепленные статистикой, о том, что мнение большинства жителей Украины, категорически не согласных со вступлением своей страны в НАТО, в России как раз уважают.
С Грузией сложнее: Обаме придется, с одной стороны, дистанцироваться от Саакашвили, с другой, поддержать Грузию, с третьей, не перегнуть со вторым пунктом в пользу первого. Говорить о скорейшем вступлении Грузии в НАТО (особенно при нынешнем непопулярном руководителе и в контексте прошлогодней войны) было бы со стороны американского президента чрезвычайно недальновидно. Аккуратно обойти этот вопрос стороной означает навлечь на себя те же упреки, что прозвучали со стороны республиканцев в ходе иранских событий. Так что Обама, поддерживая грузинскую демократию не в ущерб «перезагрузке» российско-американских отношений, вынужден будет очень аккуратно маневрировать.
Автор Арсений Палкин