По словам Юргенса, представленного его английским собеседником в качестве не занимающего официальных должностей, но входящего в круг ближайших медведевских советников человека, созданная Путиным система, основанная «не на реальных институтах, а на мифической вертикали власти», в ходе кризиса показала свою неустойчивость и стала расшатываться. Для возобновления брошенных на полпути реформ, по мнению медведевского советника, придется предпринять огромные усилия, иначе Россия так и останется в ряду развивающихся стран и не сможет соответствовать уровню G8. В заявлениях Юргенса, возглавляющего ИНСОР – институт, который, по задумке, должен был играть при президенте Медведеве ту же роль, что и Центр стратегических разработок Грефа при раннем президенте Путине, содержательно нет ничего нового.
И про сосредоточение власти в руках группы путинских товарищей, и про зависимый от энергоэкспорта характер российской экономики за последние годы не говорил и не писал лишь ленивый. Новое в одном – человек Медведева Юргенс четко и недвусмысленно назвал главного виновника тех проблем, перед которыми оказалась Россия. Эта определенность позволила The Daily Telegraph предположить, что подобные заявления – еще одно свидетельство раскола между Медведевым и Путиным. Впрочем, за последнее время Медведевым или людьми из его окружения было сказано множество слов, сделано некоторое количество жестов и знаков, которые, не столько в России, сколько на Западе, были восприняты как доказательства готовности нового президента свернуть на иной, отличный от Путина, либеральный путь. В либеральном портфолио Медведева – суд, которому позволили отпустить Бахмину по УДО, встреча с правозащитниками, интервью оппозиционной «Новой газете», критика ряда антикризисных мер правительства Путина.
Из последнего сюда же нужно поместить созданную на днях президентскую комиссию по модернизации и технологическому развитию экономики, которая должна будет присматривать за тем, как правительство справляется с переводом экономики на инновационные рельсы. Проблема в том, что за всеми этими словами, жестами, знаками не только не следует никакого реального развития, а напротив, совершаются действия, свидетельствующие о продолжении прежнего курса и движения именно в путинском направлении. Своим, вполне «басманным» ходом идет второй процесс по делу ЮКОСа, Медведев предлагает изменить порядок назначения главы Конституционного суда, считающийся его человеком министр юстиции Коновалов размышляет о возможном выходе России из моратория на смертную казнь.
Все эти знаки и символы из «антилиберального» портфеля Медведева заставляют журналиста английской газеты, несмотря на всю радикальность заявлений Юргенса, усомниться в готовности российского президента изменить политический и экономический курс. Либеральные жесты Медведева имеют целью лишь запутать Запад, приводит мнение «многих российских либералов» The Daily Telegraph. Впрочем, как и экспортное интервью медведевского советника, либеральные сигналы, вроде как идущие из Кремля, в России мало кого путают и смущают. Честнее сказать, их мало кто замечает и считает нужным расшифровывать. Как и ведущуюся за кремлевскими зубцами, по версии Юргенса, борьбу между путинскими ястребами и мечтающими о реальных реформах либералами.
Потому что никакой реальной борьбы нет. А значит, невозможны победа либералов над «ястребами», смена курса, продолжение на полпути брошенных реформ. Есть игра в слова, символы и жесты. Придворная кремлевская игра, игра либеральной, или, вернее сказать, антипутинской части окружения Медведева. Безобидное развлечение, что-то на манер модного при дворе французского короля Генриха III бильбоке. Игра, которая позволяет хоть как-то идентифицировать Медведева, позволяя ему не пропасть вовсе в тени Путина. Однако неэффективность принимаемых правительством Путина антикризисных мер, дальнейшее ухудшение экономической ситуации в стране могут поставить Медведева в ситуацию, когда вместо игрушечных жестов и символов придется переходить к реальным делам и действиям. Когда вместо опосредованного недовольства механизмом госгарантий банкам придется спрашивать с премьера лично за задержки зарплат и пенсий гражданам. Игра в слова закончится в тот момент, когда придется реально выбирать, каким курсом двигаться дальше. Потому что двигаться прежним, стремительно проедая все накопленное за годы нефтегазового бума, будет невозможно.
Не по причине нелиберальности этого старого курса, а потому что проедать больше будет нечего. Когда настанет время выбирать между модернизационной и мобилизационной моделью, одних слов будет недостаточно. Тогда и начнется настоящая борьба «ястребов» и либералов. Выиграть получится, только если от слов перейти, наконец, к делу. Именно об этом грядущем выборе, возможно, и сигнализирует Медведеву советник Юргенс со страниц лондонской газеты. Сколько времени осталось на беззаботное кремлевское бильбоке, сегодня не скажут никакие советники и экономисты. Кризисы развиваются по своим правилам. И часто не оставляют времени ни на слова, ни на жесты.
Источник gazeta