Президент Венесуэлы Уго Чавес предложил использовать аэродром на острове Арчила для использования самолетами Дальней авиации ВВС России, сообщил журналистам начальник штаба Дальней авиации генерал-майор Анатолий Жихарев в пятницу. «Такое предложение со стороны президента Венесуэлы есть. Чавес предложил нам целый остров с аэродромом, который мы можем использовать для временного базирования стратегических бомбардировщиков», — сказал он. Жихарев отметил, что «если будет соответствующее политическое решение, то использование острова Арчила российскими ВВС возможно». В прошлом году два стратегических ракетоносца Дальней авиации ВВС России Ту-160 «Александр Молодчий» и «Василий Сенько» прибыли в Венесуэлу, совершив 13-часовой беспосадочный перелет. Маршрут полета проходил над нейтральными водами Атлантического и Северного Ледовитого океанов.
На борту Ту-160 ядерного оружия не было. В целом заявление командующего Дальней авиацией производит странное впечатление. Что, разве РФ собирается угрожать США ядерной войной? А ведь наши генералы доиграются, как чуть было не доигрались полвека назад, во время Карибского кризиса. Напомню, что размещение ракет средней дальности с ядерными боеголовками было принято в период заметного отставания СССР от США в области ядерных программ, когда соотношение находящихся на вооружении ядерных зарядов было 1:10 в пользу Америки. Размещение ракет средней дальности в непосредственной близости от территории вероятного противника избавляло экономику СССР от нагрузки по созданию дорогостоящих РВСН, аналогичных американским.Все чуть было не закончилось ядерным конфликтом — американские ракеты шахтного базирования уже были приведены в состояние полной боевой готовности, а равноценного ответа в то время СССР дать не мог. Сегодня игры генералов куда менее понятны, чем в 1961-м году.
Авиационная составляющая ядерной триады РФ явно невелика: на вооружении стоят 16 стратегических бомбардировщиков Ту-16), а также некоторое количество устаревших Ту-95 и Ту-22М, но речь не о них, воспользоваться базой в Венесуэле могут только Ту-160, обладающие соответствующей дальностью полета. Ясно, что использование авиабазы в Венесуэле самолетами без ядерного оружия на борту вообще вполне бессмысленно. Но для функционирования Дальней авиации в том режиме, который для нее понятен, посадки на промежуточные аэродромы за границей, в принципе, не предусмотрены. Стратегический бомбардировщик с ядерным оружием на борту несет боевое дежурство в нейтральном пространстве, не входя в соприкосновение с зоной действия ПВО противника. В случае получения команды на пуск ракет, он осуществляет эти пуски в пределах дальности полета этих ракет — для Х-55 это порядка 3 тысяч километров, то есть вполне достаточно, чтобы из нейтральных вод поразить практически любой объект на территории вероятного противника.
Что нашим Ту-160 делать в Венесуэле? Конечно, если Бразилия вдруг станет ядерной державой, некоторый смысл появится, но не раньше. Для удара по территории США или Западной Европе существует воздушное пространство над Северным Ледовитым океаном и северный сектор Тихого. Это уже не говоря о том, что взлет и посадка российских «стратегов» на венесуэльском острове — это и есть та самая стационарная мишень для средств ПВО вероятного противника, находящихся на вооружении его ВМС. Или российские власти всерьез намерены разместить ракеты с ядерными боевыми блоками на авиабазе на территории Венесуэлы, и чтобы вероятный противник никогда не знал точно, с ракетами или без них взлетает с венесуэльского аэродрома российский «стратег»?
Но размещение ядерного оружия в зарубежных странах явно противоречит «Договору о нераспространении ядерного оружия», в частности, его первой статье:»Каждое из государств — участников настоящего Договора, обладающих ядерным оружием, обязуется не передавать кому бы то ни было ядерное оружие или другие ядерные взрывные устройства, а также контроль над таким оружием или взрывными устройствами ни прямо, ни косвенно; равно как и никоим образом не помогать, не поощрять и не побуждать какое-либо государство, не обладающее ядерным оружием, к производству или к приобретению каким-либо иным способом ядерного оружия или других ядерных взрывных устройств, а также контроля над таким оружием или взрывными устройствами».
Ясно, что нарушение со стороны РФ принципа нераспространения ядерного оружия повлечет за собой весьма болезненные последствия — вплоть до конфликта, подобного Карибскому, только в неизмеримо более проигрышном для РФ положении. Нарушает намерение разместить базу ДА ВВС РФ в Венесуэле и «Соглашение между СССР и США о предотвращении ядерной войны», в котором говорится, что «…стороны обязуются действовать так, чтобы предотвратить возникновение ситуаций, способных вызвать опасное обострение их отношений, избежать военной конфронтации, исключить возникновение ядерной войны между СССР и США и между каждой из сторон и другими странами». Далее, это противоречит Меморандуму «О зачислении боезарядов и о данных по тяжелым бомбардировщикам в связи с Договором между Российской Федерацией и Соединенными Штатами Америки о дальнейшем сокращении и ограничении стратегических наступательных вооружений», в котором четко прописаны места базирования тяжелых бомбардировщиков, несущих ядерные заряды.
Также существует Протокол «О показах и инспекциях тяжелых бомбардировщиков в связи с Договором между Российской Федерацией и Соединенными Штатами Америки о дальнейшем сокращении и ограничении стратегических наступательных вооружений». Вполне возможно, что генералы, делая громкие заявления, забывают (или просто не знают) о существовании ряда международных документов, отказ от обязательств по которым ведет к кардинальному изменению баланса сил среди ядерных держав. Выход США и РФ из общих договоренностей по ограничению стратегических наступательных вооружений может вызвать новый виток гонки вооружений. Скажем, США реализуют свой возвратный потенциал и снова поставятна вооружение снятые и складированные средства.
А что сможет сделать в ответ РФ, когда хилый оборонный комплекс не может поддерживать уровень ядерного партитета даже на том ослабленном уровне, что прописан сегодня? У нас и сегодня ядерных зарядов в рабочем состоянии и средств их доставки меньше, чем позволено нам в нами же подписанных соглашениях — мы просто «не тянем». И что, теперь будем влезать в новый карибский кризис?
Автор Анатолий Баранов