anvictory.org » История » Скифы. Воины и скотоводы.

Скифы. Воины и скотоводы.

 

Скифское  царство,  или   Скифия,   в   египетских   и   греческих   хрониках   упоминается   уже   в  VIII  в.  до  н.  э.   Скифия   простиралась  от   низовий   Дона  на   северо-западе   до  иранского   плато   на   юго-востоке,  от  Южного  Урала    и  Приволжских  степей  на  севере  и  далее  на  юг,  включая  Среднюю  Азию. Скифские  племена  относятся  к   ираноязычным  народам.  В   этническом   отношении  они   близки  к   персам,  мидийцам,  киммерийцам.  Персы  называли  все  скифские  племена  саками.  Греки  же  именовали  кочевые  племена   Юго-Восточной   Европы  и   Средней  Азии  скифами.  Поэтому,  в  современной   научной   литературе   наименование   «скифы»  применяется   к   древним   жителям   Северного   Причерноморья,  а   скифы   Средней   Азии   называются   саками.   Генотип   скифов   сильно   отличался   от   генотипа   восточных  славян.  Были   они   чуть   приземисты,  смугловаты,  со  слегка   раскосыми   миндалевидно-карими  глазами,   с   темным   цветом   волос,  тогда   как   предки   русских   были   высокого   роста,  светловолосы   и   имели   преимущественно   голубые  глаза.  Скифская   конница,  состоявшая   из   прекрасно   обученных   всадников,   представляла   серьезную  угрозу   для   древневосточных   государств.

 

Оснащены   были   скифы   первоклассным   оружием   по   тому   времени  —  длинными  мечами,  овальными  по  форме   щитами,   небольшого   размера,  50-70 см.,  изящно   изогнутыми   луками  (напоминающими  лук  Купидона), стрелами  с  бронзовыми  наконечниками,  каждый  из  которых  весил примерно   4,5 грамма,  жесткого   колчана   для   лука  и  стрел  —  горита,  и  копьем.  Особо  стоит  отметить  форму  и   размер   лука.  Именно  благодаря   этому   универсальному   луку,  скифы   не  знали   поражений   на   поле  битвы   и   всегда   диктовали   свою  тактику  ведения   боя.   Выпущенная   из   такого   лука   стрела   летела   очень   далеко,  на  расстояние  более  500 м.,  и   попадала   более   точно  в  цель  (для  примера:  рекорд  выпущенной  стрелы   того  времени   царем  Урарту  Аргишти  составлял  476 м).  Тело  скифа — воина  покрывал  панцирь,  напоминающий  крупную  чешую  рыбы,  головным  убором  служил  мягкий  войлочный  высокий  колпак,  усеченный  кверху.  В  бою  скифы  редко  надевали  тяжелые  металлические  шлемы — они  им  были  никчему,  потому что  сии   воины   почти  не  вступали  в  рукопашную  схватку.  Особенность  ведения  боя  скифами  состояла  в  том,  что,  сидя  в  мягких  седлах,  они  обстреливали  противника  стрелами   на  полном  скаку,  не  спешиваясь,  и  тут  же,  молниеносно,  откатывались  назад,  а  затем  снова  бросались  в  атаку.  Благодаря  такой  тактике,  скифы  на  протяжении  многих  веков » не  знали  поражений  на  полях  сражений».

 

Ни  боевые  колесницы,  ни  пехота  противника  ничего  не  могли  поделать  с  такой  тактикой,  господство  скифов  на    полях  сражений  было  полным.

 

 «Отец   истории»  Геродот  так  описывает  общественное  устройство  Скифии:  «Cами  скифы  называли  себя  сколотами,  а  скифы — это  люди, носящие  у  пояса  чаши»  [от  греч. «скифо» —  кружка,  чашка. ( Почему  чашка — объяснение  ниже)]. 

 

И  далее  Геродот  пишет: «,,,Скифы  же  проживали  отдельно  от  сколотов».  Тут  требуется  объяснение.  Дело  в  том,  что  у  древних  греков  не  было  таких  понятий, как  сословие, класс.  Собственно  скифами  древние  греки  называли  людей,   относящихся  к  военному  сословию,  в  отличие  от  сословий  ремесленников  и  крестьян,  которые  и  были  сколотами.     Военное  сословие  в  Скифии  действительно  проживало  отдельно  от  остального  люда.  Точно  так  же  и  в  средне-вековой  Европе  дело  войны  было  в  руках  феодалов,  да  и  предпочитали  они  общество  себе  подобных.  Другое    дело,  что  хотя  у  рыцарей  Западной  Европы  и  были  замки,  но  проживать-то  они  были  вынуждены  около  своих  поместий,   то  есть  рядом  с  крестьянами.  А  большая  часть  Скифии  была  страной  табунного  животноводства. Поэтому  воины-скифы,  в  отличие  от  европейских  баронов,  не  были  привязаны  к  земле,  а  большую  часть  времени  проводили  в  разъездах  и  только  к  старости  возвращались  в  свои  дома. 

 

Скифия  не  была  централизованным  государством  с  центральным  государственным  аппаратом,  а  была,  как  мы  сейчас  бы  сказали,  феодально-раздробленной   страной.    Но  от  этого  она  ничуть  не  была  слабой,  напротив,  она  была  посильней, например,  той  же  Персидской  империи,   где  правил  единый  царь,  как  в  военном,  так  и  в  экономическом  и  политическом  плане.  Скифия  была  страной  гиппоксотов  —  страной  свободных  конных  лучников.  Скифию,  пишет  Геродот,  населяет  множество  народов,  для  беседы  с  которыми  грекам  «приходилось  пользоваться  семью  переводчиками».   А  вот  что  сообщает  110-я  глава  китайской  летописи  «Ши  цзы» о  скифах:  «,,,Кто  на  сражении  отрубит  голову  неприятеля,  тот  получает  в  награду  кубок  вина».  Геродот  сообщает,  что  вручали  эти  кубки  отличившимся  воинам  у  святилищ  богов  и  скифы  носили  их  на  виду,  прикрепив  к  поясу  цепочкой.  Пояс  в  одеянии  скифов  был  вещью  значимой.  Чем  больше  и  краше  был  разукрашен  пояс,  тем  выше  было  положение  скифа.  Кубки  эти,  или  чаши,  как  их  называли  древние  греки,  были  серебрянными,  реже  позолоченными,  с  барельефами  различных  баталий  или  охотничьей  тематики  (В  археологических  раскопках  скифских  курганов,  проводимых  на  территории  бывшего  СССР,  эти  кубки  найдены  в  большом  количестве  и  повсеместно). 

 

Наверное  редко  можно  было  встретить  скифа,  который  не  носил  на  поясе  такой  чаши.  Вот  откуда   греческое  название  народностей,  населяющих  эту  страну  и  самой  страны  —  СКИФИИ. (Интересно,  что  у  русских  мужиков  мы  видим  обычай  вешать  на  пояс  расписные  ложки  —  не  чашки  —  правда,  не  серебрянные,  а  деревяные,  но  это  уже,  как  говорится,  дело  вкуса).  Сам  пояс  разукрашивался  серебряными  и  золотыми  накладками  барельефов  все  с  той  же  военной  и  охотничьей  тематикой.  Но  не  только  в  военном  деле  преуспели  скифы. 

 

Табунное  скотоводство  —  основная  отрасль  доходов  и  экономической  стабильности  Скифии.  Оно  стало  возможно  благодаря  технической  революции,  прорыву  человеческой   мысли  во  многих  областях. Необходимо  было  изобрести  то  же  седло.  Был  усовершенствован  колесный  транспорт,  появились  новые  орудия  скотоводства.  Скот  слишком  зримое  и  притягательное  богатство  —  его  нужно  было  тщательно  охранять!  Именно  сколоты  и  охраняли  скот.  Это  были  дружинники  —  точно  такие  же,  как  у  киевских  князей  или  баронов  средневековой  Европы.  Видный  историк  начала  XX  века  Е. П. Савельев  полагает,  что  само  название  сколоты  означает: дружинники,  и  происходит  от  скуло  —  щит.  В  русском  языке   однокорневым  словом  является  скала.  Это  слово  имеет  и  иносказательный  смысл:  защита,  оплот.  В  отличие  от  греков  и  римлян  скифы  носили  штаны  —  одежда  очень  удобная  при  верховой  езде.  Дело  не  сводилось  только  к  скотоводству.  Древние  греки  полагали,  что  именно  скифы  изобрели  огниво  и  сталь,  нашли  нелинючие  краски,  освоили  выделку  сыромятных  кож  и  юфти.  Знали  они  искусство  бальзамирования  —  создания  мумий.  Известны  им  были  музыка,  ваяние,  живопись.  Искали  они  полезные  ископаемые  и  были  прекрасными  металургами  и  ювелирами.

 

Археологические  находки  ювелирных  изделий   из  скифских  курганов,  так  называемое  «cкифское  золото»,  до  сих  пор   поражают  воображение  не  только  посетителей  музеев,  но  и  специалистов  в  этой  области.

 

 

 

Так  и  подмывает  поведать  о  походе  Дария I  Гистаспа,  царя  персидского,  в  Скифию,  но  остановлюсь  лишь  вкратце  на  этом  историческом  факте,  и то,  только  из-за  одного  любопытного  эпизода. Случилось  это  в  512 году  до   н. э.  В  ту  пору  Персидская  империя  переживала  расцвет  своего  могущества. Почти  полумиллионное  войско  Дария     прошло  до  этого  городами  материковой  Греции,  которые  выразили  покорность  персам,  а  греческие  инженеры  даже  навели  мост  через  Дунай.  Сначала  персы  просто  потребовали  у  скифов  покорности  и  даров (дани) —  как  говорилось     в  те  времена:  земли  и  воды.  Скифы  прислали  в  дар  МЫШЬ,  ЛЯГУШКУ  и  СТРЕЛЫ.  Дарию  ответ  сначала  понравился,  показалось,  это  и  есть  желаемое:  лягушка  —  символ  воды,  а  мышь — земли.  А  вот  стрелы…   Однако  персидские  мудрецы  растолковали  царю  истинное  значение  даров: ни  под  землей,  ни  под  водой  вы,  персы,  не  скроетесь   от  наших  стрел.  (Ну  как  тут  не  вспомнить  русские  народные  сказки  про  Царевну-Лягушку  и  Cтрелу  Ивана  Царевича,  или  про  Терем-Теремок,  где  проживали  Мышка-Норушка  и  Лягушка-Квакушка,  куда  наведывались  «злые»              медведь,  волк  и  лиса?). 

 

Вообщем,  сильно  потрепанное  и  поредевшее  персидское  войско  насилу  унесло  ноги  с    земли  скифской.  Так  бесславно  закончился  поход  персов  в  Скифию.  Были  и  другие  попытки  персидских  царей  закабалить  скифов.  Другой  царь  персидский,  Кир II  еще  раньше,  в  530 г.  до  н. э. вторгся  в  пределы  территории саков (как  мы  помним,  те  же  скифы:  территория  современной  Средней  Азии)  и  нашел  здесь  свой  конец.

Местные  воительницы  под  предводительством  своей  царицы  Томирис (по  другим  источникам  —  Тамарис) пленили  Кира,  отрубили  ему  голову,  поместили   её  в  бурдюк  с  кровью  —  мол,  напейся  теперь  крови  вдоволь  —  и  отослали  этот  бурдюк  с  головой  Кира  в  Персию.  (Вот  и  не  верь  после  этого  в  легенду  об  Амазонках).  Говоря  об  обычаях  скифов,  не  могу  упустить  и  такой.  Скифы  любили  пить  вино  из  больших  общих  чаш,  зачерпывая  из  них  каждый  своей  индивидуальной  чашкой.  В  мирное  время  приглашали  они  иноплеменников  из  соседних  стран  пить  вино  напару  вперемежку  с  кровью  из  братины,  погружая  туда  своё  оружие.   Античный  историк  и  географ  Страбон  в  11-й  книге  своей  «Географии»  сообщает:  «Богом  скифы  почитают  солнце  и  ему  приносят  в  жертву  коней».  (Вспомним  еще  одну  русскую  народную  сказку  о  Коньке-Горбунке). 

 

Кстати,  о  верованиях.  Скифы  были  огнепоклонниками,  т. е. приверженцами  зороастризма.  В  то  время,  когда  другие  верования  видели  в  различных  истуканах  своих  спасителей  от  природных  катаклизмов  и,  как  следствие,  люди  надеялись  только  на  этих  истуканов,  учение  зороастризма  говорило,  что  не  во  всем  нужно  полагаться  на  богов,  а  многое  зависит  прежде  всего  от  деяний  и  поступков,  слов  и  мыслей  самого  человека.   Это  была  уже  религия,  в  отличие  от  просто  культов  и  верований.  Например,  в  гимнах  Авесты  —  этой  «Библии»  зороастризма  —  определенно  сказано:  «Земля  наша  —  шар,  висящий  в  пустоте»!  

 

То,  что  зороастризм,  благодаря  соседям-скифам,  оставил  свой  след  в  культуре  Руси,  а   военные  и  политические  события  Скифии  —  в  её  фольклоре,  бесспорно.  Есть  в  русском  народе  суеверия:  заметенный  мусор  нельзя  бросать  в  печь.  Когда-то  отмечали  на  Руси  праздник  летнего  солнцестояния  —  ночь  на  Ивана  Купалу. Колдовская  ночь  —  с  прыганьем  через  костры,  венками  по  воде  —  ночь  любви!  И  расцветал  в  ту  ночь  папоротник  —  «разрыв-трава»,  открывающая  замки  сундуков,  потаенные  клады.  Поверие  то,  о   «разрыв-траве», завлекало тех,  кому  богатство  важнее  любви…

 

 

Источником  сведений  о  Скифии  являются  её   «кургали»  (искаженное  русское — курганы). Они  разбросаны  от  Алтая  и  Кавказа,  до  Воронежа  и  Урала.  Захоронения  в  курганах  были  подземными  —  погребальные  камеры  выбивали  в  скале,  а  земляная  насыпь  шла  сверху.  Кургали  были  не  только  в  Скифии.  В  те  времена  в  странах  Древнего            Востока  захоронения  царей  и  знати  осуществлялись  подобным  образом.  Кургалями  назывались  не  только  захоронения.  Например,  вавилонская  башня,  высотой  примерно  90м.,  выстроенная  в  правление  Навуходоносора II,  на               акадском,  арамейском  и  др. языках  региона,  называлсь  Э  КУР,  или  КУРГАЛЬ,  что  означает  —  священная  гора.           Слово  «кур»  мы  встретим  и  в  имени  половецкого  хана  Куря (в  русских  летописях),  и  в  названии  земель  Тевтонского  ордена  —  Курляндия,  священная  земля…     В  древнерусском  языке  было  слово  «кур»,  означавшее  —  петух  (получается  —  кур/ица,  производное  от  кур/а). При  чем  тут  петух?  —  спросит  читатель.  Дело  в  том,  что  слово    «Кур»  пришло  в  древнерусский  из  зороастризма.  Петух  в  зороастризме  —  животное  священное. Красный  гребень  петуха  удивительно  напоминает  языки  пламени — символа  cвященного  огня.  (Петя-Петушок,  ЗОЛОТОЙ  ГРЕБЕШОК,       Масляна  Головушка,  ну,  и  т. д. —  еще  один  частый  персонаж  русских  народных  сказок). 

 

На  Руси,  на  стыке  двускатной  крыши  жилого  дома,  на  его  «коньке»,  крепили  деревянного  расписного  петуха,  или  деревянную  же  голову    коня  —  «конек»,  развевающаяся  грива  которого  при  быстром  беге  также  напоминает  языки  пламени.  Кроме  того,     лошадь  для  скифов — жизненно  важное  животное…   

 

                                                                                                           

Примеров  преемственности,  или  даже  взаимопроникновения  культур  можно  привести  еще  множество,  но  и  этого     достаточно,  чтобы  понять:  да,  во  все  времена  происходило  и  происходит  взаимопроникновение  и  взаимообогащение   культур  народов-соседей,  но  при  чем  же  здесь  этносы,  господа  хорошие,,,

        

В  заключение  могу  добавить.  Наверное,  во  всех  храмах  мировых  религий  молящиеся  стоят  лицом  к  Востоку,      в  зороастризме  же  —  лицом  к  Северу.  Последние  исследования  ученных  (М. Бойс,  Б. И. Кузнецов  и  ряд  других          ученных)  убедительно  доказывают,  что  пророк  и  основатель  зороастризма  Заратуштра (Зороастр)  родом  с  Южного Урала.  Некоторые  из  исследователей  даже  утверждают  —  с  Северного  Урала  (территории  современной  пермской  области).  Огонь  в  зороастризме  олицетворяет  бог  Агни.  Зороастрийских  грешников  ждет  ад:  «там  изморозь,  лед  и  туман,  там  ночь  длится  месяцами…»  На  этом,  пожалуй,  и  поставлю  точку.

 

 

 

С   уважением   б.  Бенами специально для АНП.

 

 

 

 

 

Использованная литература.

        

 

М. Бойс.  Зороастрийцы:  Верования  и  обычаи.  1987.

 

Л. А.  Лелеков.  Авеста  в  современной  науке.   1992.

 

Е. Х. Миннс.  Скифы  и  греки.  1965.

 

Т. Т. Райф.  Скифы.  1967.

 

И. В. Пьянков.  Зороастр  в  истории  Средней  Азии: Проблема  места  и  времени.  1996.

 

М. Ф. Джонгкис-Вос.,  Р. те Утрехт.  Скифские  лучники  в  керамических  росписях  древней  Атики.   1963.

 

Р. К. Вентц.,  Н. Т. де Груммонд.  Жизнь  в  седле:  Палеопатология  двух  скифских  скелетов  из  Александрополя,               

      Украина. (статья  из  интернационального  журнала  «Остеоархеология»).  2009.

 

М. Дж. Ким.  Изучение  скифской  пряжки. (статья  из  журнала  модного  бизнеса).  2006.

 

Е. В. Черненко.  Скифы  с  700-ых  гг.  до  300-ых  гг.  до  н. э.  1983.

 

Е. П. Савельев.  Древняя  история  казачества.   1902.

 

Е. П. Савельев.  Сказка  ложь,  да  в  ней…  Из  истории  русских  народных  сказок.  1903.

 

Г. И. Боровка.,  В. Г. Чайлд.  Скифское  искусство.   1967.

Комментарии

Оставьте комментарий