anvictory.org » Новости » Олимпийский экологический ущерб

Олимпийский экологический ущерб

Вице-премьер Дмитрий Козак обратился к экологам с призывом занять «конструктивную позицию», а не «заваливать» олимпийский проект. Кроме того, он заявил, что в докладе ЮНЕП «больших экологических проблем не отмечается». О том, сможет ли доклад комиссии ООН повлиять на российскую экологическую политику при подготовке Олимпиады, говорит директор по природоохранной политике WWF Евгений Шварц:

— В отличие от того, что, прокомментировал уважаемый нами вице-премьер Дмитрий Николаевич Козак, этот доклад, который вывешен на сайте ЮНЕП, — и любой, кто зайдет на unep.org, может полностью его прочитать и скачать, — он не говорит о том, что экологи неконструктивны. Выводы доклада полностью совпадают с тем, о чем мы говорили и почему мы обращались в ЮНЕП с требованием оценить в рамках существующего меморандума о взаимопонимании между ЮНЕП и Российской Федерацией. Самое главное, что миссия обнаружила и зарегистрировала, что применение уже политически принятых решений по уменьшению и компенсации влияния олимпийского строительства и туристических проектов реализуется слишком долго. А фактически — не реализуется. И дальше там те три пункта, о которых мы все время и говорили. Это увеличение площади Сочинского национального парка. Это усиление уровня охраны наиболее чувствительных территорий, таких как верховья долины Мзымты. И это основание новых, особо охраняемых природных территорий, в особенности вдоль Черноморского побережья, в порядке сохранения наиболее важных водно-болотных угодий и пролетных путей птиц. Многое из этого было нарушено или уничтожено при строительстве транспортного порта.

— Евгений, какой статус вообще имеет этот доклад ООН? Обязаны ли российские власти прислушиваться к рекомендациям экспертов ООН? И повлияет ли этот доклад на будущее сочинской Олимпиады? Что сейчас должно последовать за появлением этого доклада?

— Мы были вынуждены в декабре-феврале заморозить наше участие в различных созданных консультативных структурах, в первую очередь «Олимпстрое». «Олимпстрой» и МПР принимают какие-то согласованные и разумные, здравые решения, но они никогда не выполняются. И механизмов обеспечить их выполнение нет. Любая попытка обеспечить общественный контроль и добиться реализации этих решений приводит к тому, что под надуманными предлогами ребят хватают, вот умудрились даже схватить профессора Окатова из Майкопского технологического университета. И в общем, получается, что собака лает — а караван идет. 

Мы исходим из того, что гранула репутации строится из фунтов тяжелого труда, и мы не могли позволить прикрываться нашим именем. Мы рассчитываем, что этот доклад будет правильно воспринят российским руководством, Дмитрием Николаевичем Козаком, а от министра Трутнева и руководителя «Олимпстроя» потребуют реализации требований. Да, мы знаем, что в ряде случаев они не виноваты, это была зачистка законодательства, осуществленная ранее. И умудрились протащить закон, позволяющий вырубать краснокнижные виды деревьев на территории Сочинского национального парка во имя строительства Олимпиады. Но мы не понимаем, почему ражи обеспечения лучших международных стандартов строительства, ради не только проведения Олимпийских игр, но и строительства энергоэффективных домов, почему не добиться поправок в законы, которые позволят использовать экологические критерии, критерии энергоэффективности при госзакупках? 

Надо обеспечить госзаказчику возможность контролировать выполнение этих требований. На наш взгляд, это базовые основы того, как должно осуществляться использование государственных средств. Мы много говорим о том, что это опыт, принятый и в США, и в странах Евросоюза, и так далее. И мы не понимаем, почему исподтишка можно разрешить вырубать последние крупные массивы самшита, а обеспечить возможность применения стратегической экологической оценки и закупки энергоэффективных и экологически ответственных товаров и услуг нельзя. А ведь с этим, в принципе, согласно даже Минэкономразвития.

— Евгений, а есть ли какие-то данные о том, когда в следующий раз должна приехать экспертная комиссия ООН и посмотреть, выполняются ли их рекомендации?

— В докладе написано, что эта миссия была в ответ на множественные протесты неправительственных организаций. Сказано, что ЮНЕП берется обеспечить множественность визитов и координацию процесса, обеспечение независимых оценок, и так далее. То есть ЮНЕП может увеличить частоту таких круглых столов и других форм взаимоотношений в течение следующих 12-24 месяцев.

— То есть теперь, если не будут выполняться рекомендации экологической комиссии ООН, российским экологам придется все чаще и чаще протестовать, для того чтобы эта комиссия все чаще и чаще приезжала в Сочи?

— Нам кажется, что главное — это все-таки не комиссия. Главное — чтобы правительство, «Олимпстрой» и Министерство природных ресурсов поняли, что есть проблема отсутствия необходимой культуры выполнения официальных рекомендаций. Что есть дырки в законодательстве, которые не позволяют реализовывать разумные идеи министерства, «Олимпстроя» и неправительственных организаций. Что неправительственные организации не являются маленькими, слабыми, запуганными. Что чиновникам нельзя просто цыкнуть и сказать: вы там не мешайте нашему полету воображения! Я надеюсь, что мы сможем вернуться к конструктивных переговорам, помочь все сделать в существующие реальные сроки и подготовить любые необходимые изменения законодательства.

 

Любовь Чижова, Радио Свобода

Комментарии

Оставьте комментарий