anvictory.org » История » Контрразведка Батьки Махно

Контрразведка Батьки Махно

Дескать, был такой Батько, что-то делал для революционеров-ленинцев, но в целом не наш человек, разбойник. Да и в самом деле, деятельность Батьки Махно в основных идеологических вопросах была прямо противоположной аналогичной деятельности большевиков. Иначе Нестор Махно видел свободную Украину нежели большевики. Возьмем, к примеру, вопрос денег. Красные комиссары провозглашали всю власть «народной», а все деньги — народными. Но, по сути, народ ничего иметь не мог. Махновцы видели в этом лозунге лукавство коммунистических лидеров, считая что, какие бы «народные» ярлыки не вывешивали на себя комиссары, но все же они не только ущемляют права народа, но и конфискуют народное богатство. То есть суть народного террора осталась прежней. Изменились только методы, которыми государство достигает его основной цели. Отсюда и вполне логичное убеждение анархистов в справедливости изъятии из «народных» касс и банков средств на обеспечение реальной освободительной деятельности. Пожалуй, подобные разногласия в распределении социальных прав и финансовых ресурсов и послужили, в дальнейшем, для нагнетания вокруг личности Нестора Махно и к его революционно-освободительной деятельности отрицательного отношения. И справедливости ради следует заметить в таком подходе махновцев видна большая доля истины. Особенно если вспомнить какими финансовыми капиталами владели коммунистические боссы уже советского периода и куда расходовались «народные» средства. Но это тема, пожалуй, другой рубрики.

 

Нас в данной статье в большей степени интересует каким образом Революционная Повстанческая армии Украины (махновцев), — РПАУ(м) находила возможность существовать на полнейшем самофинансиовании изыскивая средства в самых тяжёлых условиях? Какие силы обеспечивали столь эффективный сбор средств? Как поступала информация о возможности осуществить проведения экспроприации (эксы)? Кому можно было доверить столь пикантные дела?

 

 Ну, исходя из формы ведения боевых действий махновцев можно с уверенностью партизанами — воевали на своей территории, имели свою символику и т.д. А рез так, то главнейшим преимуществом деятельности партизанских формирований в бою является внезапность нападения и неуловимость при преследованиях. Для осуществления такого рода мобильности нужна подробная информация, которую может обеспечить только разведка. И такая разведка у махновцев была уже с австро-германской войны, которую составляли в первую очередь наиболее компетентные в этом вопросе — бывшие солдаты-пограничники. Следовательно, ярлык «сборища анархистов-уголовников» к махновцам клеить, по меньшей мере — не справедливо.

 

По историческим сведениям многие исследователи махновского движения вопрос организации контрразведки связывают с Лёвой Задовым — в большевистской прессе характеризуемого не иначе как садистом-уголовником. Здесь, позволим себе маленькое отступление. Лев Задов — родился в 1893 году в колонии Веселая Днепропетровской области, еврей, один из одиннадцати детей. По бедности закончил всего два класса уже в  Юзовке (г. Донецк), куда перебралась вся семья, когда Леве исполнилось 7 лет. Далее металлургический завод, постепенное приобщение к политической борьбе в рядах анархистов-коммунистов. И как у многих в ту пору — участие в митингах и стачках, затем экспроприации или попросту грабежи богачей, арест, «тюремные университеты» вплоть до февральской революции 1917 года (после чего он стал известен под фамилией — Зиньковский). Поэтому опираясь на подобную автобиографию к уголовникам можно было бы отнести большую часть участников революционного движения того периода вплоть до Иосифа Сталина. А как известно И.Сталин был не один год главнейшей фигурой Советского Союза. Как говорится — делайте выводы господа.

 

Вот таким образом с протестующих системе того времени смельчаков, зачастую разных политических взглядов, но получавших свои навыки в практической эсистской и террористической деятельности начала ХХ в. и брала начало формирования махновская разведка. Ведь оценить состоятельность банка или заводской кассы, график подвоза денег, место сбережения ценностей, планы внутреннего расположения помещений, наличие охраны и график её дежурства, пути отхода и т.д. предусматривали серьезных предварительных разведывательных мероприятий. В том числе во многих этих случаях подразумевалась и работа по вербовке информаторов.

 

Откровенно вглядываясь в историю революции периода 1905-1907 гг. можно с немалой долей цинизма констатировать невинный всплеск политического и экономического терроризма и «весёлых» времён для российских чиновников, которые тысячами попадали под её жернова. Так по некоторым данным за этот период было убито и ранено 4,5 тыс. чиновников, а в период с января 1908 г. по май 1910 г. было проведено более 19957 террористических актов и экспроприаций. Безусловно, большинство из них сопровождались предварительными разведывательными действиями. Да иначе и быть не могло, если учитывать способности царской охранки. С уверенностью можно говорить, что бойцы именно с такими качествами были востребованы в махновской контрразведке.

 

В апреле 1919 г. в Мариуполе и Бердянске были сформированы отдельные «гражданские отделы» контрразведки, занимавшиеся в большей степени снабжением армии путём экспроприаций и контрибуций. Эти виды снабжения в 1919 г. широко использовались как черно-гвардейскими, так и красногвардейскими войсками начиная с 1917 г., к примеру дивизией Щёрса.

 

Судя по собранным данным В. Азарова, деятельность контрразведки носила централизованный характер только в походном порядке и в случаях относящихся к небольшим махновским соединениям. Но вот в пик своего движения, осени 1919 г., организация контрразведки носила сетевой характер и распределялась на зону ответственности каждого из четырёх корпусов.  В доступных источниках ни о каком централизованном органе контрразведки того периода информации нет. Поэтому каждая контрразведка корпуса или группы в сетевой системе должна была напрямую подчиняться оперативному отделу шратма.

 

В начале сентября 1919 г. Н. Махно организует свою отдельную «охрану» и контрразведку «Чёрная сотня» из 500 всадников при 10 пулемётах. Сюда набирались самые опытные и испытанные повстанцы. Командовать над ними был поставлен Гаврюша Троян. По Трояну, эта сотня занималась карательной политикой по очистке аппарата управления армии от большевиков и других «антимахновских» элементов, а также ведение внешней контрразведки. Другим направлением в деятельности этой, не побоюсь сказать — закрытой структуры являлись террористические акции.

 

На сколько, такие методы снабжения одних войск отличались от других, судить сложно. Но следуя замечаниям некоторых исследователей махновского движения — «грабежи махновцев в сравнении с разбоями деникинцев жёсткими не казались», и там, же — «такого повального грабежа, как при добровольцах, при Махно не было, … режим махновцев был более мягким, чем деникинцев».

 

Сказать можно что РПАУ(м) была вполне самостоятельной действующей армией борющейся за идею свободной страны. И в своих методах ведения военных действий мало чем отличалась от других политических армий.

 

Одним словом — война, а особенно гаржданская приносит много тяжести для собственного народа. Победителей в ней не бывает, т.к. по обе стороны баррикад сражаются и гибнут представители одного государства, а порой и одного народа.

 

Уверен, что в архивах Украины и России исследователей ждет еще множество интересных открытий в этой области освободительного движения народных масс от «своих» правителей.


Спецкорреспондент АНП в Украине Андрий Стокоз©.

По материалам сайтов:

http://www.pseudology.org/evrei/Zadov.htm

http://zhurnal.lib.ru/f/filonow_wladimir_petrowich/proza-4.shtml

http://www.makhno.ru/st/18.php

http://www.jewniverse.ru/RED/vek_voli/vek-voli9.html

Комментарии

Оставьте комментарий