Цензура вернулась в Россию уже давно, со времен укрепления властной вертикали, но лишь в последние пару лет запрет неугодных фильмов и спектаклей становится столь частым явлением. Еще не утихли страсти вокруг оперы «Тангейзер», как 15 апреля разразился новый скандал: за день до премьеры по требованию Минкультуры было отозвано прокатное удостоверение фильма «Номер 44».
16 апреля на экраны российских кинотеатров должен был выйти голливудский триллер «Номер 44» (в оригинале «Child 44»), снятый по одноименному роману Т.Р.Смита. Сюжет романа и киноленты разворачивается в СССР в эпоху сталинизма. Фильм повествует об агенте госбезопасности Льве Демидове, который пытается расследовать серию жестоких детских убийств, несмотря на помехи со стороны советских властей, которые не желают признавать сам факт существования маньяков в идеальном коммунистическом обществе.
Впрочем, возмущение в Минкультуры РФ вызвала не столько сюжетная линия, сколько отнюдь не радужное изображение сталинской эпохи. В частности, министр культуры В.Мединский заявил, что советских граждан фильм показывает как «кровавую массу орков и упырей», а Советский Союз представлен как «не страна, а Мордор». Также в министерстве отметили, что выпускать «Номер 44» на экраны накануне празднования 70-й годовщины победы над фашистской Германией неприемлемо, поскольку в фильме содержится «искажение исторических фактов и интерпретации событий до, во время и после Великой Отечественной войны».
Решение о запрете картины «Номер 44» было вынесено 14 апреля после того, как дистрибьютор «Центал Партнершип» организовал предпремьерный показ фильма для чиновников и группы неназываемых «экспертов». Известно, что один из рецензентов назвал фильм «адским антисоветским мусором» на основе того, что автор романа «Номер 44» при написании вдохновлялся книгами Солженицына, а в тексте содержатся отсылки к произведению «Архипелаг ГУЛАГ».
Позже Павел Степанов, руководитель российского дистрибьютора фильма, заявил в интервью РИА Новости, что также недоволен картиной, и призвал к «увеличению госконтроля над фильмами, имеющими важный социальный контекст».
«Номер 44» — не первый и не последний случай проявления современной цензуры в отношении зарубежных кинокартин. Если же взглянуть на текущее состояние российского кинематографа, то можно заметить некую самоцензуру: когда русские режиссеры снимают фильмы о войне, в них будут прославляться подвиги доблестной советской армии и никак иначе; эти фильмы должны нести патриотизм в массы и никоим образом не задевать критикой РПЦ или нынешнюю власть. За это режиссеры получают доступ к государственному финансированию.
А вот фильмы, сюжет которых не совпадает с официальной трактовкой истории, удивительным образом оказываются в списке не рекомендованных к показу на территории РФ. Сюда можно отнести польскую ленту «Роза» (2011) о судьбе народа мазур после Второй мировой войны, «Боковой ветер» (2014) о депортации эстонцев накануне 22 июня 1941 года, «Город 44» (2014) о Варшавском восстании и еще несколько десятков фильмов.
Но есть в истории с запретом фильма «Номер 44» и положительная сторона. Шумиха, возникшая вокруг запрета, только добавляет популярности картине, из-за чего «Номер 44» в Интернете просмотрит гораздо большее количество людей, чем могли бы вместить все кинотеатры России, а Голливуд на волне ажиотажа выпустит еще не один фильм, развенчивающий святость советской эпохи.
№ 44 Номер 44 — Русский Трейлер (2015) Том Харди from Anvictory on Vimeo.
Автор статьи: Николай Долгих
Специально для Анвиктори
Оригинал anvictory.org — при копировании ссылка обязательна